IV. ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ.

Мы с самого начала утверждаем, что человек равен Богу и может в полной мере проявить все его свойства (см. I.Идеология.). Культура создает путь для того, чтобы это утверждение могло быть пережито на практике каждым членом общины.

Процесс раскрытия в себе Божественного - это процесс постоянного расширения границ своего "Я": от первичного ассоциирования со своим телом и его потребностями до ощущения Единства со Всем, что существует. Иными словами, человек получает возможность творить и изменять что-то в своем мире только тогда, когда он осознает это что-то как часть самого себя. Скажем, до тех пор, пока я думаю, что я - это один человек, а моя жена - другой, и наши интересы в чем-то различны, у нас в семье будут сложности. Но когда я воспринимаю любое желание, любую мысль, любое чувство близкого человека как свое собственное, я получаю Силу изменить близкого человека - так, как я имею силу изменить самого себя. Вершиной всего этого процесса является "новое евангелие" Уолша: МЫ ВСЕ ОДНО. НЕТ НИКОГО, КРОМЕ ТЕБЯ.

Религия и Игра являются инструментами для этого.

Вместе с тем, я, как упертый прагматик, прекрасно понимаю, что в настоящий момент любой человек, задавшийся целью участвовать в создании экопоселения - далеко не ангел (есть такая шутка: "Бог - он ведь тоже не ангел!"). И понятно, что когда двое или, не дай бог, сто таких неангелов начинают совместное сотворение, щепки летят только так. Поэтому нужны самые конкретные механизмы работы с человеком в той его сучности, которую он имеет на настящий момент.

Для этого я предлагаю следующие принципы:
1. Проблема человека не в том, что он плох, а в том, что он не знает, что он хорош, а нередко и боится этого ("Боюсь, что я слишком добр, чтобы выжить в этом мире. И поэтому я чертовски зол на этот мир"). Отсюда вывод, что наша задача заключается не в том, чтобы "исправить" человека (читай - перепрограммировать), а в том, чтобы помочь ему добраться до Самого Себя и проявить Это. Выражаясь языком НЛП, мы должны работать не с действиями, а с состояниями. То есть базовый принцип: мы не навязываем никаких внешних форм поведения. Но мы стараемся помочь человеку вернуться в то состояние духа, в котором он сам захочет с нами сотрудничать. Это вопрос общей морали.

2. Однако из этого принципа будет несколько исключений, необходимых в начальный период для налаживания устойчивых социальных связей, "вставания на ноги" первоначального ядра группы. Эти исключения касаются договоренности об организационных вопросах общины (вопросы земли и ее использования и управления). По этим организационным вопросам мы заключаем подробный Договор (устав, уклад), который будет нашим базовым юридическим документом и будет подчиняться принципу Pacta sunt servanda, что значит, что если человек нарушил конкретные пункты этого договора, община может потребовать от него устранения нарушений.
Пока что, по нынешнему опыту экопоселений, я считаю существование такого договора необходимым, потому что большинство горожан, вступающих в экопоселения, просто-напросто не имеют элементарных навыков улаживания разногласий с соседями: нас никто этому не учил. Поэтому случаи неуважения к соседям бывают просто вопиющими.
Таким образом, в основу наших отношений мы закладывам двоякий принцип: договор и дисциплина в области организации общих дел, финансов, земли и хозяйства, с одной стороны, и мягкая религиозная работа (на воскресных собраниях и праздниках не будет абсолютно никакой обязаловки, однако все быстро поймут, как много они теряют, если не приходят туда, где Хорошо) по поводу частных дел - с другой.

3. Вообще говоря, мы будем стараться как можно больше расширять собственную ответственность каждого человека (т.е. ты волен делать и говорить что хочешь, но имей потом последствия всего этого сам). В частности это означает:
- на собраниях всякая неконструктивная критика пресекается предложением высказать альтернативу.
- на всякую высказанную идею собрание вправе спросить: "ты готов взяться за это дело?"
- в случае, когда человек жаждет вынести сор из избы и бежать за помощью в своих делах на форум в итернете или в газету или в администрацию района (я сам иногда так поступал, и это было моей ошибкой), мы предлагаем ему для начала обсудить способы урегулирования ситуации собственными силами.

4. Я считаю, что очень большую ошибку допускают коллективы, которые позволяют отдельным людям под видом "борьбы за правду" высказывать (и тем более размещать на видных местах в общем доме) неконструктивную критику, сплетни и иную информацию, суть которой заключается в том, "как все плохо". Все это может действительно быть "правдой", однако последствия такой правды НЕИМОВЕРНО РАЗРУШИТЕЛЬНЫ (это было в Ковчеге, это было в СветоРусье, это было у нас в Родниках (и отчасти по моей вине, в чем я сейчас очень раскаиваюсь) - в результате коллектив начинает просто раскалываться: лучшие люди ссорятся друг с другом, уходят из поселения, даже у самых стойких в голове нет-нет, да и мелькнет мысль "может, все-таки поискать место получше?"). Поэтому одной из базовых наших договоренностей будет следующая: ЛЮБАЯ КРИТИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ОБОСНОВАННОЙ И СОДЕРЖАТЬ ПОЗИТИВНУЮ АЛЬТЕРНАТИВУ, КОТОРУЮ КРИТИКУЮЩИЙ ГОТОВ ПОД СВОЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕАЛИЗОВАТЬ (САМ ИЛИ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ). Впрочем, бывают случаи, когда человек чувствует, что что-то не так, но не знает, что предложить. В этом случае он может высказаться в таком духе: "Я не согласен с... т.к. считаю, что это может привести к..." Это допустимо. Недопустимы констатации и обобщения: "NN - подлец" или "У нас в поселении нет настоящих мужчин!" или "Вечно у нас в поселении не дождешься помощи!" и т.п.
Любому человеку, высказывающему подобные обобщения (особенно в публичной форме) коллектив общины немедленно задает вопросы: "Как это понимать?" и "Что ты предлагаешь?" (= давай сразу в практическое русло: кого ты предлагаешь расстрелять?)

Таковы общие принципы. Я считаю, что они будут иметь наибольшее значение на начальном этапе. Когда религия будет уже работать в полную силу, мы станем гораздо менее чувствительными к любому негативу: нас очень многое перестанет задевать вообще. Один друг рассказывал мне, что когда он пришел в церковь евангелистов, ему НИКТО не сказал, чтобы он не курил или не матерился. Все улыбались, слушая его постармейскую речь, но отвечали так, как будто он говорил с ними нормальным языком. И только через несколько месяцев он вдруг осознал, попав в компанию бывших дружков, что говорит как-то иначе, чем они, и что давно уже не держал в руках сигарет...

И, конечно же, очень много чего в нас изменит сама земля. На земле очень многое из того, что сплошь и рядом случается в городе, становится просто невозможным. Я говорю это как факт, потому что знаю, кем были и кем стали я сам и мои друзья-экопоселенцы за последние 3-5 лет.

Добавлено после 7 минут:

 



Читайте из этой серии
 










Профсоюз Добрых Сказочников





Книги Валерия Мирошникова История детского тренера по дзюдо, Учителя и Человека с большой буквы.
Сайт книги


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: