II. РЕЛИГИЯ.

Религия - это определенная соглашением людей система идей и представлений о желаемом мире (система верований), снабженная механизмом специальных действий, направленных на воплощение этих представлений в реальность (ритуал).

РЕЛИГИЯ, ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЕСТЬ СОЗНАТЕЛЬНОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ МИРОСОТВОРЕНИЕ.
"Там где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я пребуду вместе с ними"
(это из Библии  )
"Подобным же образом большие общины и братства часто находят чудотворную (т.е. ТВОРЯЩУЮ ЧУДО) силу в объединенном мышлении (или в том, что иногда называют совместной молитвой" (Н.Д.Уолш. Беседы с Богом).

Религия в обществе выполняет две основные задачи:
1) она помогает поддерживанию в людях ощущения счастья (единства со всем сущим);
2) она сотворяет выбранную людским сообществом форму внешнего мира.

Я декларирую, что ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВЫЖИВАНИЕ, А КОЛЛЕКТИВНОЕ МИРОСОТВОРЕНИЕ.
("Совместное творение и радость от созерцания его")

В нашем экопоселении религия будет действовать следующим образом:
1. Выбирается и формулируется система ключевых идей и практических инструментов (в качестве основы я предлагаю материал "Бесед с Богом", "Анастасию", "Фейерверк волшебства" и "Путь к Дураку"). Мы ДОГОВАРИВАЕМСЯ О ЗНАЧЕНИИ СЛОВ, О ФОРМУЛИРОВКЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, О ДЕТАЛЬНОМ ОБРАЗЕ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО, О КОНКРЕТНЫХ ПРИЕМАХ РАБОТЫ С СОЗНАНИЕМ (РИТУАЛАХ).
Все это нужно для того, чтобы люди говорили на одном языке, понимали друг друга и согласованно использовали одни и те же инструменты, согласованно выполняли коллективные действия.
Этот процесс не есть единичная договоренность; это работа, которая ведется ПОСТОЯННО. Для ее проведения мы проводим воскресные собрания, на которых:
1) читаем и озвучиваем ключевые книги, обсуждаем их и устраняем разногласия в понимании значения слов;
2) формируем свой образный язык, т.е делаем так, чтобы одинаковые слова вызывали у всех людей одни и те же образы; Это можно сделать на базе современного русского языка, но в качестве дополнения к нему, для специальных целей можно использовать другие подходящие языки. Как пример поясню, что понимание римского права, например, немыслимо без владения латынью, понимание индийской философии - без знания санскрита, понимание текстов по дианетике и сайентологии невозможно без владения английским. Поэтому если мы заимствуем для использования уже отработанные инструменты, созданные иноязычной культурой (скажем, кришнаитские мантры, Танцы Мира или еще что-то), то эффективное применение их требует определенного уровня владения языком.
Важно понять следующее: выработка единого языка имеет прикладную цель - она нужна для выполнения конкретных коллективных действий (ритуалов). Для достижения других целей (просто поболтать, поиграть словами и пр.) люди могут использовать любой язык по их усмотрению.
3) формируем новые инструменты (ритуалы);
4) выполняем ритуалы. Выполнение ритуалов формально, только внешними действиями, является бессмысленным. Суть любого ритуала - в том, что совершается в этот момент внутри человека. Для того, чтобы внутренние состояния можно было описать словами, и требуется единый образный язык.
5) тренируемся в выражении словами своих идей и донесении их до слушателя (проповедь). Это навык, которым должен овладеть каждый взрослый член общины. Критерием выполненной задачи является возникновение в душе слушающего нужных образов и чуств. Здесь обязательно применяется обратная связь: после проповеди слушатели высказывают свое впечатление;
6) решаем прикладные жизненные задачи с позиции нашей картины мира. Это касается как проблем поселения в целом (контакты с внешним миром, оформление документов, отношения в коллективе и т.д.), так и проблем отдельных людей (сложности в семье или на работе, хронические нереализованные желания и пр.). Возникшая где-либо негармоничная ситуация вербализуется, затем обсуждается и формулируется механизм для ее решения. Если проблема касается отдельного человека, то он должен быть сформирован так, чтобы этот человек его полностью принял. Затем этот механизм применяется, после чего оценивается достигнутый результат и совершенствуется технология.

2. Сформированные ритуалы реализуются в каждодневной жизни. СМЫСЛ РИТУАЛА - ПЕРЕЖИТЬ НА ОПЫТЕ, В ВИДЕ ОЩУЩЕНИЙ, НЕКУЮ ДЕКЛАРИРОВАННУЮ ИДЕЮ. К примеру, если декларируется идея помощи друзьям, то для переживания этой идеи служит, к примеру, ритуал коллективной помощи в строительстве ("помочь"). Если декларируется идея совершенства человеческого тела, то для ее переживания служат танцевальные и спортивные ритуалы. Если декларируется идея уважения к старшим, то для ее переживания выполняются ритуалы послушания или дарения подарков. Если декларируется идея, что человек свободен, то для переживания ее существуют дни вседозволенности, праздники с элементами безумств или еще что-нибудь в этом роде.
КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ В ТОМ, ЧТО РИТУАЛ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ДОБРОВОЛЬНЫМ!!! ИБО ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ВЫПОЛНЯЕТ ТОЛЬКО ВНЕШНЮЮ СТОРОНУ (ДЕЙСТВИЕ), ТО ЦЕЛЬ РИТУАЛА НЕ ДОСТИГАЕТСЯ (ПЕРЕЖИВАНИЯ ОПЫТА НЕ ПРОИСХОДИТ). ПОЭТОМУ ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ОЩУЩАЕТ, ЧТО ОН НЕ ГОТОВ ПОГРУЗИТЬСЯ В РИТУАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ ТОТАЛЬНО, ПОЛНОСТЬЮ, ВСЕМ СВОИМ СУЩЕСТВОМ, ТО БУДЕТ ЛУЧШЕ, ЕСЛИ ОН УЧАСТВОВАТЬ В НЕМ НЕ БУДЕТ.
Ритуал служит для того, чтобы:
1) пережить ощущение,
2) заякорить его (ассоциативно связать его с некой внешней атрибутикой),
3) научиться в любой момент воссоздавать его внутри себя через обращение к этой атрибутике (физическое или мысленное).
К примеру, если для молитвы (или для танца) используется специальное одеяние (которое играет роль якоря), то одев это одеяние в трудный момент своей жизни, человек настраивается на состояние, пережитое во время молитвы или танца.
Якорем может быть: вещь (обереги, пример с одеянием), звук (музыкальный мотив, песня, голос), вкус (специальные ритуальные блюда), картинка-образ (икона, фотографии дорогих людей), слово (текст молитвы или любимой книги), тактильное ощущение (объятие любимой девушки, ощущение телом воды, ветра, солнца) или еще что-нибудь.
При этом человек всегда осознает, что ЯКОРЬ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ СОСТОЯНИЯ. ОН СЛУЖИТ ЛИШЬ КЛЮЧОМ ДЛЯ ВХОДА В НЕГО.
Если в общине существует некий набор ритуальных атрибутов, общий для всех, кто в ней живет, то это дает возможность людям улучшать состояния друг друга (скажем, произнося ключевые слова-якорь, или выполняя совместный ритуальный танец, или угощая другого человека ритуальным блюдом ("пирог для похудения"  ), или еще что-то подобное). Одна из проблем современного общества - в том, что такой единой атрибутики почти нет, и она работает очень слабо из-за различного ее восприятия каждым гражданином. Однако любые культуры в фазе расцвета такую атрибутику обязательно имели (православная символика, включающая, например, звук колокола и форму храмовых зданий, в России прошлых веков; алое знамя, серп и молот, ключевые слова "коммунизм", "Родина" и прочее при Советском строе; тотемные животные племени у индейцев и т.д.)

3. Третье проявление религии - это взаимная "психотерапия" членов общины, достигаемая описанными выше способами.

Если говорить ближе к деталям, то в нашем поселении я бы хотел использовать некоторые конкретные ритуалы и некоторую конкретную атрибутику, которая мне уже близка (т.е. так или иначе работает для меня на настоящий момент). К числу этой атрибутики относятся:
1) Танцы Мира (Dances of Peace) - потрясающая вещь;
2) вообще много танцев, хороших и разных (классические бальные, русские, современные динамичные и пр.);
3) обряды, ритуалы и техники Симорон (см. "Фейерверк волшебства");
4) латинский язык и вообще разные лингвистические инструменты;
5) славянские и индейские костюмы;
6) некоторые ритуалы из ведической культуры (обряд венчания, праздник Купалы и пр.)
7) некоторые спортивные игры (футбол, баскетбол);
 многоголосое пение;
9) некоторые христианские ритуалы (молитва-прославление, проповедь и пр.);
10) элементы некоторых восточных практик (медитация, работа с телом);
11) вегетарианство и сыроедение;
и прочее.

При всем при этом очень важно понимание того, что ЛЮБОЙ НАБОР ВЕРОВАНИЙ И РИТУАЛОВ (А ПО СУТИ - ВЕСЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ) ЯВЛЯЕТСЯ УСЛОВНЫМ И КАК ФОРМА САМА ПО СЕБЕ НЕ ЗНАЧИТ НИЧЕГО. ВЕРОВАНИЯ И РИТУАЛЫ МОГУТ БЫТЬ АБСОЛЮТНО ЛЮБЫМИ. ВАЖНО ЛИШЬ ТО, ЧТОБЫ ОНИ ФОРМИРОВАЛИ РАБОТАЮЩУЮ СИСТЕМУ - ДАВАЛИ ЛЮДЯМ НЕОБХОДИМЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ СОТВОРЕНИЯ СВОЕГО МИРА.
Я покажу это на следующем примере. К примеру, внешняя форма семейных отношений вообще, в принципе, может выглядеть как минимум как 1)моногамная семья, 2)многоженство, 3)многомужество, 4) групповой брак и, наверно, что-то еще (я намекаю на всякие голубоватые новшества, но не говорю о них, чтобы не было споров по поводу их способности продолжать род). Точно так же сексуальные связи могут быть приняты: 1)только после брака и с мужем, 2)только после брака, но не только с мужем, 3)в любое время, но только с одним партнером, 4)... и т.д. Равным образом, развод может быть 1) запрещен, 2) обусловлен вескими причинами, 3) свободно дозволен и т.д.
Так вот, важно понять, что МОГУТ СУЩЕСТВОВАТЬ И РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮТ СЧАСТЛИВЫЕ И ГАРМОНИЧНЫЕ ОБЩЕСТВА С КАЖДОЙ ИЗ ЭТИХ СХЕМ. Кажущиеся проблемы, делающие в нашем сознании ту или иную схему невозможной ОБУСЛОВЛЕНЫ ЛИШЬ УСТАНОВКАМИ НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ, КОТОРЫХ НЕТ У НОСИТЕЛЕЙ РАССМАТРИВАЕМОЙ КУЛЬТУРЫ. Но эти проблемы реально будут иметь место, если при внесении чужой схемы прежние элементы културы не приводятся в соответствие с новым элементом.
ВАЖНА ИМЕННО ВНУТРЕННЯЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ, СИСТЕМНАЯ ЗАВЕРШЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ ЗАМКНУТЫЙ КОНТУР, А НЕ КОНКРЕТНЫЕ ВНЕШНИЕ ФОРМЫ. Т.Е. ЛЮБОЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ ИМЕЕТ ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ ТОЛЬКО ЕСЛИ ОН ПОЛНОСТЬЮ ВПИСАН В СВЯЗИ С ОСТАЛЬНЫМИ ЕЕ ЭЛЕМЕНТАМИ. Иначе происходит разрыв внутренних связей в культуре и ее последующая гибель.
Как это выглядит? К примеру, у индейцев гуахира существует многоженство. Но в нашей российской культуре оно не сможет существовать по причине ревности жен друг к другу. Эта ревность будет разрушать семью. Ревность не является естественным отношением между двумя женщинами, любящими одного мужчину (это легко доказывается тем, что у гуахира и подобных культур она отсутствует абсолютно: там жены относятся друг к другу с такой же любовью, как к мужу). Но в нашей культуре она неизбежно возникает в силу того, что ее порождает устройство остальных элементов культуры (даже внешне не связанных - таких, как быт, труд, экономика и пр.) Эти, остальные элементы расчитаны на моногамную семью, они работают только в паре с ней. Так просто было запланировано создателями культуры (а наша российская культура имеет ведическое происхождение). Поэтому ЕСЛИ МЫ ХОТИМ ВНЕСТИ В СВОЮ КУЛЬТУРУ НОВУЮ ФОРМУ, МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ ПЕРЕСМОТРЕТЬ ВСЮ СИСТЕМУ ЦЕЛИКОМ И ВСЕ СИСТЕМНЫЕ СВЯЗИ.
Как разваливается и деградирует современная российская культура? Очевидно, что это происходит путем заимствований из других культур (тоже, кстати, уже весьма нарушенных), которые никак не согласуются с системой в целом. Заимствованный механизм должен работать. Но если он попадает в окружение принципиально отличных от него механизмов (как микросхема с 20-ю ножками в слот, расчитанный на 16 ножек, да еще другого сечения и профиля), то он не сможет работать (однако при этом заблокирует и работу того механизма, вместо которого он вставлен). Чтобы начать работать, он будет требовать совместимых с собой устройств повсюду в своем окружении, а значит породит цепную реакцию новых заимствований.
К примеру, заимствование идеи сотовой связи приводит к необходимости заимствования технологии и оборудования для производства телефонов, заимствования стандартов и протоколов сотовой связи, заимствования комплекса услуг, связанных с этим, формирования новых профессий и специфичесикх рабочих мест, изменения всей системы связи и оповещения на производстве и в быту, изменения образа жизни и распределения времени людей, А ЗНАЧИТ ИЗМЕНЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ (больше общения по телефону и меньше живого общения, СМСки вместо поздравительных открыток, необходимость больше работать для оплаты расходов на связь и т.д.), ИЗМЕНЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ И СПОСОБОВ ИХ ВОСПИТАНИЯ (более жесткий контроль за местонахождением ребенка), ИЗМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ (электромагнитное излучение, влияние на глаза излучения экрана, меньшая подвижность из-за того, что легче позвонить соседке, чем забежать к ней, ухудшение памяти: человек не старается ничего запомнить, потому что знает, что всегда может перезвонить и спросить и т.д.) и т.д. и т.д.
Вот так одно незначительное новшество порождает целую волну цепных реакций во всех сферах жизни. Если при этом не осуществлен пересмотр всей культуры целиком с позиций религии и изначальной цели общества, то общество неизбежно будет тяготеть к распаду оттого, что будет все хуже выполнять свои базовые цели.

ОТСЮДА ВЫВОДЫ:
1. КУЛЬТУРА (ВНЕШНЯЯ ФОРМА БЫТИЯ ОБЩЕСТВА) МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБОЙ, НО ОНА ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА БЫТЬ ВНУТРЕННЕ ЗАВЕРШЕННОЙ И ЗАМКНУТОЙ НА БАЗЕ ИЗНАЧАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ.
2. ЭТУ ЦЕЛЬНОСТЬ И ЗАВЕРШЕННОСТЬ ОБЕСПЕЧИВАЕТ РЕЛИГИЯ.
3. ЛЮБОЕ НОВШЕСТВО В СИСТЕМЕ МОЖЕТ ПРИНИМАТЬСЯ ТОЛЬКО С ПЕРЕСМОТРОМ СИСТЕМЫ В ЦЕЛОМ. ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ ВСТРОЕНО ВО ВСЕ КЛЮЧЕВЫЕ СИСТЕМНЫЕ СВЯЗИ.
4. РЕЛИГИЯ ДОЛЖНА ПРОНИЗЫВАТЬ АБСОЛЮТНО ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ЧЕМ БОЛЬШЕ ОБЫЧНЫХ, БЫТОВЫХ, КАЖДОДНЕВНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВЫПОЛНЯЕТСЯ КАК РИТУАЛ, ТЕМ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНА КУЛЬТУРА В ПЛАНЕ СЧАСТЬЯ ЛЮДЕЙ И ИХ СПОСОБНОСТИ К МИРОСОТВОРЕНИЮ. ВЫСШЕЙ ТОЧКОЙ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИИ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛНАЯ ОСОЗНАННОСТЬ В КАЖДОЕ МГНОВЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК В КАЖДОЕ МГНОВЕНИЕ ЖИЗНИ РЕАЛИЗУЕТ БОГА В СЕБЕ.

"И спросил старый жрец:
-- Скажи нам о религии.
И он сказал:
-- Разве говорил я сегодня о чем-то ином? Не есть ли религия все дела и помышления, а также то, что не есть дело и помысел, но радость и изумление, вечно возникающее в душе, даже когда руки обтесывают камень или трудятся за ткацким станом?
Кто может отделить свою веру от своих поступков или свои убеждения от занятий?
... Ваша каждодневная жизнь - ваш храм и ваша религия.
Когда бы вы ни вошли в него, берите все свое с собой.
Берите плуг и горн, молот и лютню,
Те вещи, что вы сделали по необходимости или в удовольствие.
Ибо в мечтаниях вы не можете ни подняться выше своих успехов, ни пасть ниже своих неудач..."
Джебран Калил Джебран.

На всякий случай ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ: РИТУАЛ - ЭТО НЕ ТО ЧТО Н А Д О ДЕЛАТЬ. ЭТО ТО, ЧТО ВАМ ИЗО ВСЕХ СИЛ ХОЧЕТСЯ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПЕРЕЖИТЬ Э Т О. В точности так, как вам хочется бежать вечером на танцы, встретиться с другом или поцеловать любимую девушку. Отличие ритуала от перечисленных действий только в том, что, СОВЕРШАЯ ЭТО, ВЫ ОСОЗНАЕТЕ, ЧТО ПРИЧИНОЙ СЧАСТЬЯ ЯВЛЯЮТСЯ НЕ САМИ ТАНЦЫ, НЕ САМ ДРУГ И НЕ ГУБЫ И РУКИ ДЕВУШКИ, А ТО, ЧТО В ЭТО МГНОВЕНИЕ ВЫ ВСТРЕЧАЕТЕТСЬ С ЛЮБОВЬЮ (БОГОМ) В САМОМ СЕБЕ.

Все, что я напишу дальше о поселении (политика, экономика, семья и пр.) - это продолжение и детализация самого главного вопроса - о религии.

 

 



Читайте из этой серии
 










Профсоюз Добрых Сказочников





Книги Валерия Мирошникова История детского тренера по дзюдо, Учителя и Человека с большой буквы.
Сайт книги


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: