Здравствуй, положительный герой!

 Текст получился достаточно объемным, но им я завершаю в общих чертах излагать свое представление о мировоззрении и творческом методе Добрых сказочников) 

Положительный герой – это воплощение идеалов времени. В средние века – вассал, преданный слуга, в эпоху Просвещения – герой Руссо. В 20-е годы прошлого столетия герой готов жертвовать собой, всем ради идеи. Писатели часто представляли себе героем того, кто противостоял всем. Каждая эпоха требовала своего героя. Какой герой сегодня? Невозможно говорить о положительном герое, так как нет идеала. В детской литературе есть удивительные персонажи, выполненные в хармсовской традиции, в духе магического реализма, которые развивают фантазию, чувство юмора. Но положительного героя нет! В школьную программу возвращают Николая Островского. Библиотеки предлагают книги о пионерах-героях, Катаева, Богомолова.  И видят перспективу в собственном детском творчестве на основе прочитанного. Это замечательно, но, конечно, не снимает ответственности со взрослых – писателей, сценаристов, сказочников – в том, чтобы все-таки предъявить детям и обществу положительного героя современности. Мы подойдем к этой задаче, исходя из понимания Добрых Сказочников.

Человек имеет душу и тело. Тело обладает известной самостоятельностью – набором инстинктов.  А душа управляет телом не напрямую, а посредством своеобразного интерфейса, известного под разными именами – сознание, личность, личина, психика и т.п. По сути – это набор стереотипов, которые помогают решать некоторые типичные задачи без обращения к стратегическому управлению – душе, которая отвечает за исполнение человеком своего предназначения, за творчество и развитие, за вдохновение. Личность – это динамическое образование, которое формируется личным опытом и средой, в том числе культурой. И если среда не способствует творчеству и развитию, то может получиться так, что личность полностью вытеснит душу из сферы управления и даже восприятия, позволяя человеку слышать голос души только во сне и в моменты редких проблесков интуиции. 
В образовании личности сказка (в первую очередь народная) играет очень большую роль, поскольку содержит ключи для обращения к душе, а через нее к архетипам человечества. Сказки слушали не только дети, но и взрослые (вспомним Шехеразаду), то есть это образование было непрерывным, чтобы сохранить способность слышать свою душу в любом возрасте.  По мере развития личности человека (ребенка) она проходит несколько этапов, при этом меняются типы строя психики. 



1. Телесный (животный). В это время сознание, а через него душа, осваивают управление собственным телом на основе инстинктов. Платон бы сказал – человек вспоминает, как управлять телом, а мы скажем – душа передает личности некоторые основные знания (я могу ходить!), которые затем применяются и дополняются в практике пользования телом, образуя автоматизмы (стереотипы, синергии). При телесном типе психики всё поведение подчинено инстинктам и удовлетворению инстинктивных потребностей, не взирая на обстоятельства. Ребенок не чувствует стыда: я хочу – мне дай.
Для ребенка – это естественно, но когда по таким принципам живет взрослый человек, можно говорить об остановке развития. Причем, замечу, что речь идет не об интеллекте, который может быть очень даже развит, а о ценностях, о мотивах поведения. Человек с типом  строя психики «животное» может быть даже крупным ученым, но мотивом его деятельности является получение большего количества материальных благ – поесть, поспать, удовлетворить половые потребности. В скобках я даю название типов строя психики именно для случаев остановившегося развития.
2. Правильный (биоробот). Освоив навыки управления телом, личность обращает свое внимание к обществу. Ребенок довольно быстро выделяет и осваивает правила, по которым живет общество. И начинает жить по правилам. 
Пример. Ребенок расталкивает только уснувшего отца. «Папа! Папа!» – «Что?» – «Спокойной ночи!» Ритуал должен быть исполнен в любых обстоятельствах. 
На примере освоения детьми языка, видна роль души – само явление языковой гениальности, открытия и усвоения детьми правил речи – это проявление души. Даже «ошибки», которые дети допускают – это проявление правильности их мышления в тех местах, где взрослые допускают исключения. Тип строя психики Правильный нацелен на гармонию, но внешне, самим исполнением правил. Тут появляется и стыд как знак нарушения правил. Для психики ребенка переход на тип строя Правильный – действительно, большое достижение, но взрослый, который остановился на этом уровне, теряет связь с собственной душой, вдохновение открытий заменяется формальным и догматичным следованием усвоенному с детства, просто по привычке. Изменения и творчество такими людьми отвергаются. Они до старости ведут себя как запрограммированные роботы – мотивы, определяющие их поведение, звучат так - «все (всегда) так делают», «так положено», «что люди скажут?» Все фанатики – представители психотипа биоробота или зомби.
3. Особенный (демон). Освоив навыки поведения в обществе, человек снова обращает внимание на себя - на этот раз как на особь, имеющую свое место в обществе, влияющую на общество. Носители строя психики Особенный способны к творчеству и волевым порядком могут переступить и через диктат инстинктов, и через исторически сложившиеся нормы культуры, вырабатывая новые способы поведения и разрешения проблем, возникающих в их личной жизни и в жизни общества. Руководствуется представитель этого типа психики, в первую очередь, разумом.
Типа психики Особенный достигают не все. В подростковой компании им обладает лидер, остальные чаще остаются на уровне биороботов, только законы, которым они подчиняются, теперь определяет их лидер. Будет ли это добром или злом в житейском понимании этих явлений окружающими — зависит от их реальной нравственности. Обретая ту или иную власть в обществе, демонизм требует безоговорочного служения себе, порождая самые жестокие и изощрённые формы подавления окружающих. Один из наиболее изощрённых вариантов принуждения окружающих к добродетельности, в качестве образца поведения привёл Ф.М.Достоевский в “Селе Степанчиково и его обитателях” (Фома). 
Надо отметить, что психотип может меняться в зависимости от состояния человека и задач, которые ему приходится решать, даже по нескольку раз в течение суток. Поэтому правильнее говорить о преобладающем типе психики человека. И демон, и биоробот, испытывая сильный голод, переходят на животный тип психики, который позволяет более эффективно решить именно эту задачу. Человек, долго шедший без еды через горы, выйдя к жилью, не побрезгует и пищей из собачьей миски (кадр из фильма, кажется «7 лет в Тибете»). А в моменты опасности люди спасаются, не обращая внимания на то, насколько это смешно со стороны и как сказывается на их авторитете. На некоторое время возможен выход из низшего типа строя психики на более высокий, например, из демонического – в человечный, что и происходит часто с людьми искусства в порыве вдохновения. Потом остается удивляться, насколько они в своих произведениях лучше, глубже, человечнее, чем в своих интервью (и в жизни в целом).
4. Целостный или человечный. При достижении этого типа психики человек на новом уровне возвращается к гармонии с обществом, осознав, как направить свои творческие и волевые качества на общее благо. При развитом разуме, высший приоритет, тем не менее, отдается интуиции и Божьему водительству (Совести). Этот тип строя психики можно назвать целостным, поскольку он гармонично включает в себя все достижения предшествующих типов. 
Достижение каждым представителем общества человечного строя психики ко времени вхождения во взрослую жизнь – это и есть задача культуры. Именно этот строй психики дает возможность участия в управлении обществом на благо всех и создания семьи, продолжения рода, поскольку именно представитель человечного строя психики настроен на заботу о младших. Тип строя психики биоробот тоже способен на заботу под действием культурных стереотипов, но не способен помочь ребенку в развитии и обретении типа психики выше своего собственного. Семья людей с типом строя психики демон – неустойчива, как и результаты их участия в общественном управлении. Раньше, чтобы считаться взрослыми и получить право создать семью, молодые люди проходили обряд инициации – своего рода экзамена. А принимать участие в управлении обществом имели только главы семейств, доказавшие на опыте правильность своего мировоззрения и свою квалификацию руководителей.
Надо также отметить, что души темной иерархии (более, чем на половину состоящие из негативных, вредных для общества, программ поведения) проходят те же этапы в развитии личности. Но, разумеется, подобное притягивается к подобному, коллективы и субкультуры, в которые попадают такие люди, позволяют им извлекать из жизни очень специфические правила во время обладания строем психики биоробот. А выше строя психики демон такие люди подняться практически не могут, так как переход в человечный строй психики означает полное их перерождение, что самопроизвольно происходит очень редко.

Роль сказки (и культуры в целом) – это способствование развитию человека и обретению им человечного строя психики к моменту вступления во взрослую жизнь. Пользуясь периодизацией и классификацией типов строя психики, мы можем понять - какие сказки нужны, чтобы создать носителям этих типов зону ближайшего развития. То есть сказка – это лифт, который помогает человеку подниматься по этажам строя психики. 
1-2. Для самых маленьких. Самые младшие дети по преимуществу являются носителями Телесного (животного) строя психики, а надо помочь им перейти к Правильному. При этом надо, оперируя материалом одного типа – телесными потребностями, постепенно вводить реальности следующего – языковые и общественные правила. Примерами произведений для этого возраста являются даже не сказки, а потешки типа «Сорока-ворона», когда одновременно со стихотворным текстом массируются пальцы, что помогает развитию речи. А для детей чуть постарше – это сказки типа «Мойдодыр» - «Надо, надо умываться по утрам и вечерам». Барто. Полезны всякие сказки с перечислением и повторением — Репка, Колобок, Заячья избушка (кроме того, что у них есть сакральное значение, которое пригодится во взрослом состоянии).
2-3. Для перехода от строя психики Правильный к строю психики Особенный нужно пользуясь материалом правил и законов, усвоенных  ребенком, вводить элементы творчества, хаоса, индивидуальности, воли. Здесь очень подходят героические сказки. «Муха-Цекотуха», народные волшебные сказки. Чудо – это еще и нарушение закона. Смешные, парадоксальные – «Ехала деревня мимо мужика», Хармс, Остер и пр.
3-4. Для подростков актуален переход от строя психики Особенный (демон) к строю психики Целостный (человечный). Отталкиваясь от творческого своеволия и веселой парадоксальности перейти к заботе о каждом, о младших, об общем благе. Здесь, конечно, значительно больше влияние уже взрослых жанров и произведений, но есть место и для сказки. Бажов, особенно «Каменный цветок» с этой устремленностью к красоте, к мастерству (Особенный) и все-таки вошедших в гармонию с Любовью (Человечный). Сказки, в которых особое внимание уделяется интуиции, сказки с Дураком - «Сивка-бурка», «Царевна-несмеяна» - которые содержат еще и рецепты устройства общества, стратегию успеха и пр. Пушкин. Конек-горбунок. Тимур и его команда. Простоквашино.

Надо ли говорить, что есть сказки, уводящие в сторону от пути Истины. Чтобы убедиться в этом, достаточно включить телевизор и посмотреть, какие мультфильмы предлагаются детям сегодня. Но и Доброму, в принципе, Сказочнику не всегда удается создать Добрую Сказку, поскольку и он находится под влиянием информационного поля, рынка и т.д. Особенно важно в сказках типа 2-3 всегда иметь ввиду следующую задачу 3-4 (перехода в человечный строй психики). Потому, что именно в этот момент личность, выросшая и приобретшая определенную величину по модулю, выбирает знак +/-, выбирая идти ли ей по пути Добра к человечному строю психики или остановиться на демоническом и служить противоположной стороне. И одной из важнейших составляющих Доброй Сказки, которая помогает человеку сделать выбор, является образ положительного героя - того, на кого хочется быть похожим.

В последние десятилетия в литературных кругах и др. сферах искусства то и дело вспыхивают обсуждения по поводу необходимости появления нового положительного героя, но так никто и не смог сформулировать, каковы на сегодняшний день критерии положительности. А мы теперь можем. Положительный герой новой эпохи – тот же, что и всегда – это представитель человечного строя психики в разных жизненных обстоятельствах. Обстоятельства меняются, а человечный тип психики остается неизменным, целевым.
Более того, переход значительной части человечества к строю психики человечный — единственный способ сохранения человечества и самой планеты от экологической катастрофы. Остановить безумную гонку потребления может только контроль человека над своими потребностями.  Необходим контроль над животными инстинктами, что снизит демографическое давление на биосферу. Необходим выход за рамки несовершенных и не приспособленных для сегодняшней ситуации норм культуры (теперь уже масс-культуры), которые допускают паразитизм и войну за ресурсы, а обладание предметами «престижа» делают целью жизни. Необходимо преодоление своеволия демонизма («что хочу, то и ворочу») и обретение понимания взаимосвязи всего сущего и роли человека в природе и обществе.

Фото без названия

Чтобы предъявить миру образ героя с человечным строем психики, Добрый Сказочник сам должен обладать этим строем психики. Помню, после одной из моих сказок, мне сказал друг: «Эта сказка у тебя веселая, а следующая должна быть вдохновенной».Только сейчас я начинаю понимать, что мне хотела сказать этим Вселенная. Смех возникает, когда оглядываешься на прошлое и смеешься над ним. Чтобы всматриваться в будущее, необходимо вдохновение». Чтобы перейти от сказки 2-3 к сказке 3-4, мне самому необходимо строй психики Особенный с временными проблесками Целостного преобразовать в преимущественно Целостный – с Божьей помощью. Сказка дает много подсказок в этом направлении.

Несколько частных замечаний.
Дополнение. Типы строя психики в кино

Ландаун и Аттестат человеческой зрелости

(отрывок)

Кот забрался на колени Путину с таким видом, словно возлежать на премьер-министрах – это его право и предназначение. Владимир Владимирович погладил пушистое чудо, а Лариса улыбнулась:

- Прежде, чем говорить о демократии, два слова о культуре. Вы смотрели сериал «Терминатор. Хроники Сары Коннор»?

- Не было времени.

- Посмотрите. Он интересен тем, что все главные герои имеют тип строя психики человечный. Сара Коннор, ее сын Джон, и военачальник сопротивления людей против роботов Дерек Рис – все они в своем поведении руководствуются мотивом общего блага. Они готовы умереть, чтобы предотвратить войну и гибель человечества. А вы смотрели фильм «Москва слезам не верит»?

- Конечно. В 1979 году это был хит сезона, - припомнил премьер. - И, если не ошибаюсь, он признан теперь лучшим советским фильмом.

- И по праву! Это фильм – прямо учебник по теории типов строя психики. Три подруги – три психотипа. Три судьбы. Одна живет, как положено – семья, дети, дом, дача.

- Психотип «биоробот», - определил Путин.

- Героиня Муравьевой считает себя выше всего этого и ищет в жизни свой большой шанс, чтобы все и сразу, не останавливаясь перед интригой, обманом, манипуляцией людьми.

- Психотип «демон».

- И, наконец, главная героиня, роль которой исполняет Вера Алентова – она собственно человек. Она пробивается через все трудности жизни, стараясь сохранить достоинство, добиться всего своим трудом, знанием. Она и депутатом стала по праву и директором – научилась организовывать жизнь не только свою, но и других людей. Кстати, и мужчины ее показаны очень характерно. Первый, который стал отцом ее ребенка, телеоператор… - Лариса вопросительно посмотрела на Путина, приглашая к разговору.

- Похотливый самец, который ничего в жизни не добился, потому что ни к чему и не стремился, - взглядом профессионального разведчика оценил Владимир Владимирович. - Использовал свою экзотическую профессию, чтобы пудрить мозги девушкам. Психотип «животное».

- А второй, которого Табаков играл?

- Он ее не любил. Не скучал, не ждал встречи. Просто использовал. Психотип «демон», но такой трусливенький бесенок. Правила нарушать готов, а отвечать за это – не очень.

- Прямо в точку! - согласилась Лариса. – И, наконец, Гоша. Давайте я его, как женщина, опишу. Это идеал. Жаль, что курит в постели, но это штрих времени. А в остальном все налицо – доброта, забота, сила, ясное мировоззрение. С таким мужчиной женщина себя чувствует как за каменной стеной, даже если сама она сильная личность, сама человек. Он спасает ее даже не от житейских проблем, а от нее самой, от сомнений в себе, от неудовлетворенности жизнью. От одиночества. Потому, что счастье человеку с человечным типом строя психики может принести только общение с таким же человеком.

- А я недавно посмотрел спектакль «Безумный день или женитьба Фигаро», - сказал Путин. – Смешной, искрометный текст великого Бомарше. Блистательный Миронов в роли Фигаро. И ни одного персонажа с человечным типом строя психики. Прямо какая-то тоска возникла. Тоска по…

- Человеку! – подсказала Лариса.

- Да-да. Конечно, культура и искусство должны давать образцы поведения для нашей молодежи. Та свобода самовыражения, которую рекламировали либералы и с удовольствием подхватили наши художники с преимущественно демоническим типом строя психики – она разрушает естественный путь эволюции человека. Она, вообще говоря, преступна. И я опять удивляюсь мудрости Иосифа Виссарионовича, который таких «демонов», «демонят» и демонищ», как наша творческая интеллигенция, сумел поднять выше их самих и прямо заставить творить искусство человечное, которым Россия до сих пор гордится…

- Он сам лично просматривал каждый фильм, который должен был появиться на экранах.  И художник чувствовал ответственность за свое творчество. А когда система цензуры рухнула, настала не свобода, а другая зависимость, более низкого уровня, от спонсора и прибыли. Низость внутренней и внешней цензуры и породила низкопробную продукцию.

- Но справедливости ради надо сказать, что среди творческой интеллигенции и тогда были, и сейчас есть люди с истинно человечным типом строя психики, - напомнил премьер. – Они есть при любом политическом строе. Да вы их и называли сегодня. Джеймс Кэмерон и Владимир Меньшов – эти имена говорят сами за себя. 

Читать полностью

«Приключения Мюнхгаузена»нуждаются в фильтрации и переделке. При замечательной парадоксальности, которая прекрасно подходит для 2-3 типа сказок  (переход от Правильного типа к Особенному) сказки эти, по выражению моей дочери, «живодерские». Особенно возмутительны эпизоды с убийством тысяч медведей, с выворачиванием волка, да и прочие сцены охоты малоприятны. «Вредные советы» - жанр очень спорный даже у самого Остера, а у его подражателей часто выходящий за рамки. А вот веселые задачи – жанр замечательный, хотя реализовать идею можно по-разному.
- Задорнов 
рассказывал на концерте об удививших его книгах «Женщина и ее сучность», «Мужчины и их непокобелимость». О чем могут говорить такие книги? О мужчинах и женщинах, остановившихся в своем развитии на животном строе психики. А пишутся такие книги людьми с демоническим строем психики для того, чтобы усилить свое влияние, задержать развитие людей и предотвратить их переход на более высокие типы психики, где они могут стать конкурентами, а при обретении человеческого типа психики полностью отринуть демонические ценности и перейти к построению совершенно другого общества.
- Общественный строй
Целью Доброй сказки и Добрых Сказочников является способствовать достижению человеком Целостного (человечного) строя психики, который характеризуется умелой и осознанной заботой об общем благе. Когда число таких людей перейдет некоторое критическое значение (я думаю – 10%), то и общество в целом перейдет на новый уровень. А как называется общество, переросшее индивидуализм капитализма и паразитизм ростовщичества? По разному. Социализм (социум – общество), община, самоуправление, самовластие. Ученые предлагают для общества будущего такие термины, как постиндустриальное, информационное и пр. Но это характеристики с точки зрения хозяйства и технологий управления. А с точки зрения мотивации действий людей общества будущего неизбежно должна выступать забота об общем благе, что должно называть социализмом. Если этого не произойдет, то будущего не будет. Планета не выдержит безудержного потребительства людей с животным строем психики и своеволия людей с демоническим строем психики. Да, у исторически сложившегося в разных странах социализма были свои недостатки, где-то получился и псевдосоциализм - так же как исторически сложившиеся ислам и христианство не во всем соответствовали чаяниям своих основателей, а то и появлялись лжепророки в овечьих шкурах. Но всему свое время. Как честный исследователь, я должен договаривать все следствия своей теории. А к данному выводу нас подвела именно теория — ведь эволюция общественного строя полностью повторяет эволюцию строя психики отдельного человека. Рабовладельческий строй основан на физическом насилии (строй психики — животное), феодализм на следовании догматам (как религиозным, так   внерелигиозным, таким как понятие чести), идеал буржуа — это ничем не стесненная частная инициатива (демонизм). А дальше? Дальше может быть только человечность и  забота об общем благе. Или ничего. Подробнее об этом потом – это целая отдельная тема.

И  еще один вопрос — уже на вырост.  А заканчивается ли развитие человека на Целостном типе психики или есть что-то дальше? И какие сказки должны способствовать дальнейшему развитию? Думаю, что развитие продолжается вечно, поэтому мы можем прозреть и следующие типы психики. Они должны продолжать расширение возможностей человека и гармонизировать его на следующем уровне. Это может выглядеть так.

5.  Творческий тип психики. Освоив отношения в обществе в совершенстве, человек переносит их на более широкую систему — природу - и обнаруживает в себе способности Творца.  Он может совершенствовать, созданное Создателем! Он может сделать еще лучше! Делая на этом поприще первые шаги, человек не способен еще оценить последствия своих экспериментов, мотив его действий — удовольствие от творчества, и это привносит в природу некоторую дисгармонию.
6. Божественный тип психики. В процессе творения, глубже поняв сокровенную суть Вселенной, человек обнаруживает в себе возможности не только творить, но и быть при этом в гармонии с природой, человек становится богочеловеком. И здесь возникает какое-то новое сообщество, основанное на более общих принципах, частью которого он становится.

Какие сказки помогут перейти от Человечного типа к Творческому? В них должно произойти расширение принципов устройства общества на более широкую сферу — Природу. Удивительно, но эту задачу решают те же самые  народные сказки. Вспомните «Царевну-лягушку». Там есть ограничение природных инстинктов: «Я тебя съем!» - «Не ешь меня, я тебе пригожусь». Там есть перечисление, которое тоже идет по 1-2 типу сказки: «На дубе сундук, в сундуке — заяц, в зайце — утка...» Но там есть и нарушение запрета, и героика, и чудо — это 2-3 тип сказки. Там есть  описание мудрости (испытание царем невесток), опора на интуицию (стрела в болото) — 3-4 тип. Но есть и 4-5. Там животные говорят, человек общается с природой, человек творит природу (Василиса — озеро с лебедями). Уверен, что и это не все. В наших сказках заложены ключи на многие годы и этапы развития. Сказки надо читать всю жизнь. Но самое главное – читать их в детстве, даже само чтение, само звучание сказок вызывают резонанс как на телесном, так и на душевном уровне, и будят те скрытые способности, которые в нас заложены. 
И в этом тоже урок Добрым Сказочникам. Даже в сказках для самых маленьких надо держать в уме конечную цель – достижение человечного строя психики, закладывать основы. То есть сказка 1-2 на самом деле 1-4, что делает ее сказкой для всех возрастов. Это очень важно, ведь сказки детям читают взрослые – им тоже должно быть интересно. Особенное внимание надо уделить смешному – смех и парадоксальность существенно важны в сказках 2-3 типа, но смех над святым может и останавливать развитие, задерживая человека в демоническом строе психики. Поэтому, смеясь, надо всегда удерживать в уме ценности человечного строя психики – взаимопомощь и заботу – чтобы смех не стал кощунством и орудием дезориентации окружающих.

А пока не откажу себе в удовольствии прыгнуть выше головы и предложить сказку 4-5 для перехода от человечного строя психики к типу психики творца. Начну с 3-4, а там с разгону – вдруг, что и получится? Ну и что, что пока не время для таких сказок? Ну и что, что я этого никогда не делал? Мне-то это в удовольствие.

Царь цветов
Один мальчик долго не мог научиться разговаривать, он только мычал, и лишь одна мама его понимала. Маму очень огорчало все это, и она показывала его разным докторам, а те качали головой, говорили:
- Какой-то странный вид аутизма! Он может сказать «Солнце», «дождь», «ура», но он не говорит и не слышит слов «автомобиль», «кредит», «правительство». Мы ничего не понимаем.
А мальчик часами бродил по полянке, и мама замечала, что он не наступил ни на один цветок, как будто по воздуху ступал.
А однажды мальчика окликнули:
- Здравствуй!
И что удивительно – мальчик услышал и оглянулся.
- Кто меня позвал? - промычал он.
- Это я, Красный Мак! – приветливо покачал головой цветок.
И оказалось, что мальчик умеет разговаривать с цветами. Это было нетрудно, потому что его занимало и радовало то же самое, что и цветы.
- Ура! – кричал он восходящему Солнышку, вскидывая вверх руки.
- Ура! – распускались цветы. 
- Дождик! Дождик! Лей! Лей! – подставлял мальчик руки первым каплям дождя.
И цветы ему вторили:
- Лей! Лей! – и ловили капли листьями, пили их корнями.
Цветы очень любили музыку, только не ту, что рвалась в городе из динамиков, от этой цветы становились жесткими, слишком яркими и теряли запах. А любили цветы ту музыку, что пели на полянке птицы, кузнечики, пчелы. Эта музыка делала их нежными, придавала тонкий запах. Мальчик тоже с удовольствием слушал эту музыку, а пчелы его никогда не кусали, только садились на руки вместе с бабочками и стрекозами. А он смеялся.
- А люди меня не понимают, когда я говорю на цветочном языке! – пожаловался он однажды Красному Маку. – Только мама меня понимает.
- Да, у людей теперь странный язык, - покачал головой Красный Мак. – Их запах противоречит их взгляду, их слова – их жестам, их дела – их намерениям. Но так было не всегда…
- Откуда ты знаешь? – удивился Мальчик. – Ведь цветы живут всего год или несколько лет.
- Каждый отдельный цветок живет недолго, - согласился Красный Мак. – Но все маки образуют единое сознание, и это оно с тобой говорит. И оно вечно.
- И васильки, и ромашки тоже образуют единое сознание?
- Конечно! Все цветы живут так.
- И вы помните, каким был первый человек?
- Он был немного похож на тебя!
Много интересного рассказали цветы мальчику о временах давних и не очень, о свойствах воды и солнечных лучей, научили его питаться воздухом, а их целебная роса сделала его тело таким крепким, что оно не боялось ни жары, ни мороза. А мальчик научился своей кричалкой вызывать дождь, что было очень удобно цветам. 
- Я бы хотел навсегда остаться с вами! – говорил мальчик Красному Маку.
- И все же тебе придется покинуть нас. Чтобы встретить свою половинку, тебе надо пойти к людям, - ответил Красный Мак. 
- Откуда ты знаешь? Ведь у цветов нет половинок?
- О! Среди цветов и деревьев ходят легенды о том, что когда человек встречает свою половинку, то начинает светиться, как второе Солнышко, а его дети своей любовью даже могут согревать цветы во время заморозков.
- А как мне найти свою половинку?
- Это тайна! Это может понять только человек. Но я должен тебя огорчить, - добавил Красный Мак. – Когда ты уйдешь к людям и начнешь говорить на их языке, ты забудешь язык цветов.
Так все и случилось. Аутизм у мальчика куда-то разом пропал, он стал говорить на радость маме и на удивление врачам.
- Ничего не понимаем! – говорили специалисты.
Люди говорили совсем по-другому. Мальчик помнил, что цветы всегда говорили ему правду, а люди… Они даже скрывали свой запах, потому что он выдавал их мысли. Но скрывали неумело. Вместо того, чтобы правильно питаться и лучше пахнуть, они старались заглушить запах более сильным. Мальчику было трудно среди людей. Но он помнил про свою половинку, мечтал о встрече с ней, и ему становилось легче. Одна мысль не давала ему покоя – как же она, его самая прекрасная девушка – сможет его увидеть и узнать, если только в его родной стране 140 млн людей?
Тогда мальчик решил стать известным, чтобы все его знали и видели. А как раз в это время были выборы президента, и мальчик, который к тому времени стал статным и красивым юношей, выставил свою кандидатуру.

- Когда я стану президентом, все будут говорить только правду, - обещал он народу.
- Но как ты это сделаешь? – удивлялись люди.
- Я введу налог на ложь! – ответил юноша.
- А как же реклама? – говорили одни. – Ведь реклама – двигатель торговли.
- Хороший товар — двигатель торговли. А чтобы его продвигать, достаточно объявления. Праздничного, красивого, веселого и правдивого.
- А как же военная хитрость? – спрашивали другие. 
– Никто не может напасть на страну, где говорят правду. Мы же никого не обманываем. А те, кто обманывает, всегда боятся правды.
- И что, я теперь не смогу сказать маме, что это кошка разбила вазу, а не я? – огорчилась малышка.
- А ты подумай, разве кошке приятно, что она без вины виновата?
- Нет, конечно.
Возмущались дурацкой идеей все – и политики, и производители детского питания, и рок-звезды. И особенно простой народ, который подкручивал электросчетчики и продавал подержанные автомашины. Все говорили:
- Вот за этого я точно голосовать не буду.

А в городе жила девушка. Она тоже любила цветы, и весь подоконник у нее в квартире был уставлен цветами. И ей очень понравился юноша, которого она увидела по телевизору, и даже на одну из передач она пришла в телецентр, и наяву он ей понравился еще больше. Но как же она могла подойти к своему избраннику и сказать о своих чувствах, ведь они даже не были знакомы. И она приходила на каждую передачу и на выступления перед избирателями. И даже он один раз взглянул на нее, и от этого ее сердце забилось быстро-быстро. А умные политологи и экономисты так и клевали юношу, так и смеялись над ним.
- Правда никому не нужна! Вы представьте, молодой человек, если мужья будут своим женам говорить всегда правду, возвращаясь с корпоративов, то у нас же возрастет число разводов!
- А если будут говорить правду при вступлении в брак – разводов будет меньше! – отбивался юноша.
А девушка ерзала и сжимала кулаки от негодования.
- Правда – это устаревшее понятие, - вещал старый почтенный экономист. – Правда - это то, что удобно считать правдой. Если бы мы сказали правду о настоящих владельцах Центробанка… - тут он прикусил язык, поняв, что сболтнул лишнего.
А ведущий, чтобы замять неудобную тему, быстро обратился к юноше:
- Вы утопист, юноша, вас не выберут!
Тут девушка не выдержала и вскочила:
- Даже если тебя не выберут, я тебя уже выбрала.
Аудитория замерла, юноша обрадовано вскочил, а девушка обвела глазами улыбающуюся массовку и закончила:
- Ты – самый лучший!
Ведущий прокомментировал:
- Вот у нашего правдолюбца уже и фанатки появились! – и включил рекламу. 
А юноша сказал на языке цветов:
- Ты красивая!
Никто не понял, что он сказал, а девушка поняла, сама не зная как, и ответила:
- Я рада, что ты это заметил!
Когда избирательные комиссии вскрыли урны, то оказалось, что за нашего юношу отдали 100% голосов. Просто каждый думал: «Конечно, ничего из этого не получится, но раз в жизни я могу себе позволить поверить в мечту?» И так избрали юношу – причем не президентом, а царем. Как так получилось – вообще никто не понял. Но все понимали, что царь может говорить правду, а президент – нет, у него через 4 года снова выборы, снова нужны деньги на избирательную компанию.
Первым делом царь провозгласил новый закон о налоге на ложь, а вторым отменил все остальные налоги за ненадобностью.
- Почему так? – спросила его девушка, для которой он был самый лучший.
- Пока люди еще врут по инерции – денег в казне будет достаточно. А когда врать перестанут –  у всех и так все будет.
- Как у цветов, - улыбнулась девушка.
- А теперь я хочу сказать тебе правду, как и предписывает новый закон.
- Я слушаю.
- Я тебя полюбил всей душой, и хочу, чтобы мы были всегда вместе, чтобы строили свой дом, посадили свой сад, развели цветник и ребятишек родили целую кучу.
- Куча – это много? – серьезно спросила девушка.
- Человек семь, не меньше.
- Я согласна.
Стали царь с царицей жить да поживать в мире и согласии. Царица хлопотала по дому, а царь по утрам ездил на работу в автобусе и радовался, слушая, как все больше и больше люди говорят правду. Уже возникали агентства и институты, чтобы собирать правду, обобщать правду, сообщать правду. Люди, узнав, как все обстоит на самом деле, сами задумывались над тем, чтобы поменять свою жизнь. Компании, производившие дезодоранты, переключились на цветоводство и производство продуктов питания. 
- Потому, что если ты правильно питаешься, от тебя и пахнуть будет хорошо, - объясняли они журналистам.
- А цветы почему? – настаивали журналисты.
- Ну, они же такие красивые!
Соседние страны попробовали установить на границах железный занавес, чтобы не допустить к себе новые веяния, но сработали неловко – юмористы по заказу властей начали смеяться над нововведениями царя, а люди не смеялись, а задумались. И скоро потребовали ввести налог на ложь и в своих странах, а также продумать меры стимулирования правдивости. 
Самые разительные перемены произошли в армии и сельском хозяйстве. Военные уже сами объясняли царю, что главным врагом страны является невежество, и поэтому они ввели в боевую подготовку обучение танцам, искусство ухаживать за девушками, родной язык, обязанности главы семьи, а ради изучения народных сказок даже упразднили стрельбы и сократили строевую подготовку. Надо ли говорить, что в такую армию молодежь валила валом, да и люди старших возрастов просились набраться ума-разума. А девушки обратились к царице с просьбой пролоббировать формирование в каждом полку особых женских батальонов, что и было сделано ко всеобщему удовольствию.
В сельском хозяйстве после падения несправедливого диспаритета цен на промышленную и сельхозпродукцию, стали ненужными химические удобрения и тяжелые трактора. Каждый крестьянин мог, не особенно напрягаясь, обеспечить себя и свою семью продуктами, а излишки – пусть и небольшие – давали ему хороший доход. А недостатка продовольствия не было, потому что, глядя на веселую, полную праздников жизнь народа на земле, все больше клерков и маклеров бросали свою бумажную рутину и уходили в деревню, где обязательно встречали свою половинку.
А царь тем временем с любимой женой гулял по полянке. Неподалеку его мама гуляла с двумя народившимися ребятишками – мальчиком и девочкой. Они играли и смеялись, а царь вдруг сказал:
- Я их слышу! Я их снова слышу!
- Кого? – спросила жена.
- Цветы! Они говорят со мной!
Какая это была радость! Царь говорил с так долго молчавшими цветами до самого захода Солнца и никак не мог наговориться. Так много произошло за это время, так много надо было рассказать. Он и маму, и жену с детьми научил говорить с деревьями и цветами. И они увлеченно болтали все вместе.
А потом царь сказал:
- А ведь цветы – тоже жители нашей страны. 
- Да, - поняла его с полуслова царица. – Почему же они не могут избираться в Государственную думу?
- Тем более, что им есть, что сказать людям, - подвел итог царь.
Истеблишмент обалдел:
- Цветы? В депутаты? Будем заседать среди васильков и ромашек?
- А может и ладно, красивее будет? – робко спрашивали женщины.
- Один раз мы ему поверили – и все получилось. Может, и в это раз все к лучшему?
На том и порешили. И даже торговцы цветами не унывали потому, что поняли, что цветы хороши живые. Язык цветов сделали государственным и ввели его изучение в школах. Разумеется, никто уже не рвал цветы и не плел из них венки, зато снова стало модным вышивать цветы на платьях и рубашках. Между прочим, цветы рассказали людям, как их правильно возделывать. Первым это сделал Лен, поэтому урожаи льна выросли в несколько раз, и в несколько раз возросли долговечность и гигроскопичность льняных тканей. А самим растениям было приятно после жизни на поле прожить вторую уже рядом с человеком. Эти ткани пользовались во всем мире такой популярностью, что просто озолотили страну. А ведь было только одно из инновационных направлений. Но еще больше и прибыли, и авторитета принесли стране новые знания, за которыми ехали и ехали люди со всего мира.
- А коровы? – спрашивали у царя журналисты иностранных изданий. – Ведь коровы едят цветы! Наверно, цветы, придя во власть, запретили пасти коров?
- На этот вопрос вам ответит министр сельского хозяйства Мак Красный, – ответил царь. – А я переведу. (Он все еще был лучшим переводчиком с цветочного языка, хотя уже подрастала молодая талантливая молодежь, среди которых выделялась его дочка Машутка)
Вот что сказал журналистам Красный Мак:
- Корова такое же существо нашего мира, как и ландыш, и дуб. И тоже имеет право на существование. Кроме того, она не вырывает растения с корнем, а объедает верхушки. Поэтому мы не только не препятствовали тому, чтобы коровы жили тем образом жизни, который им свойственен, но и выступили за предоставление им избирательного права. 
- И что – коровы теперь заседают в парламенте?
- Как и цветы, как и все животные и птицы, коровы имеют коллективный разум своего рода. И хотя в Госдуму избрана Чернушка из села Сычево Курганской области, но в ней сконцентрирован разум всех коров страны, поэтому она умнее многих депутатов-людей. Буквально вчера она внесла поправку в закон о гармонии, представив свежий взгляд на субдоминантный септаккорд. Поправка прошла без единого возражения.
- А свиньи? Они ведь выдирают корни? Их вы тоже не порицаете?
- Ну, что вы, свиньи рыхлят землю на глубину не более 5 см. Это растениям только полезно. Мы любим свиней.
На этом, пожалуй, мы и закончим словами из народной свиной сказки: «И я там был, под корнями рыл, по ушам шуршало – в рот не попало…»

Обсуждение статьи в Сообществе в Моем мире 


Читайте из этой серии
 










Профсоюз Добрых Сказочников





ЖЗВТ


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: