Философско-художественный роман с элементами мистики и физики.
Глава 22. Разговор с отцом Пахомием.
Вечером того же дня заглянул к Михеичу отец Пахомий.
- Есть у меня важный разговор к тебе, Степан Михеич, по поводу «Розы Мира».
- Да, Владимир Иванович! Ожидал я такого разговора.
- Я теперь уже не смотрю на эту книгу, как на писанину человека, оказавшегося в прелести, но многое меня в ней смущает и наводит на размышления.
- Размышления – это хорошо, лучше предвзятого отрицания. Давай, излагай свои сомнения!
- Я по поводу образа и роли Христа! Ты же понимаешь, что практически все христианство – это и есть Христос, вера в Него, служба Ему и уже через Него Богу, всей Пресвятой Троице.
- Понимаю. Ну, давай обсудим, все, что тебя так смущает.
- Первое, в христианском учении Христос не просто Сын Божий, но одно из лиц Троицы. А в «Розе Мира» указывается, что Он лишь Планетарный Логос, т.е. как бы «Владыка» Земли, но не более.
- Ты прав, нужно обсудить это расхождение. Учение о двуединой природе Христа развивалось достаточно продолжительное время и прошло через фазы противоречий и ересей, например, монофилитской и монофизитской. Думаю, ты об этом знаешь. Много было споров, обсуждений и копий сломано. Благодаря этому, учение выкристаллизовалось в очень ясный и обоснованный догмат. Кстати, у Владимира Соловьева есть замечательная работа о развитии этого догмата и стадиях его становления. Читал?
- Нет, нам в лавре говорили, что Соловьев еретик и находился в прелести…
- Да, мы уже с тобой эту тему про нахождение в прелести обсуждали. А я тебе советую, почитай, сам разберись, ересь – не ересь, чай, человек ученый, а не темнота, какая-нибудь. А вот, понимаешь, учение о Троице слишком мало развивалось, слишком быстро закостенело в догмате. И в нем немало противоречий.
- Это каких?
- Ну, начнем с вопроса, от кого родился, вочеловечился Иисус Христос?
- От Духа Свята и Марии Девы!
- Верно! Так кто Ему отец? Получается Дух Святой Ему и Отец!
- Постой, ты не передергиваешь?
- В чем ты видишь подвох?
- Не знаю… Формально получается, что Дух Святой Ему отец!
- Не формально, а фактически, если верить Евангелиям и Символу веры. Так!
- Вроде бы так…
- Меня вот тоже все время «смущает», как ты сказал, как евреи, тот же евангелист Матфей пытались вывести родословную Иисуса от царя Давида. У Матфея идет долгое перечисление, которое доказывает, что Иосиф, муж Марии, происходит из рода Давидова. Но, при чем тут Иосиф?! Он к рождению Иисуса не имеет ровно никакого отношения, кроме того, что он Его усыновил, принял как родного! Пару раз Сам Иисус говорит об этом иудеям, когда они его упорно величают, Иисус сын Давидов. Михеич взял с полки Новый завет, раскрыл и процитировал:
41. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42. что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44. сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45. Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46. И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
(Мф. 22, 41 –46).
- Более того, нигде в Евангелиях Иисус не говорит, что Он вместе с Отцом творил вселенную и всех обитающих в ней. А ведь, если Он равноправное лицо Троицы, то так и должно быть. Иначе Он где-нибудь сказал бы, вот я с Отцом сотворил вас для того-то и того-то, а вы не слушаете слов Моих. Когда Он объясняет, в Евангелии от Иоанна, апостолам, что идет к Отцу, то прямо говорит: «Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня». (Ин. Гл. 14 ст. 28). Не могут быть ипостаси Троицы одна более или менее другой! Или это не так?
- Не знаю. Что тебе ответить, Степан Михеич! Я ранее как-то не задумывался над этими местами. Мне казалось, что в учении о Троице все ясно.
- Увы, неясностей много. Даже то место, где разошлись католики с православными в Символе веры, оно странно звучит: Получается Дух Божий исходит от Отца или от Отца и Сына? Но если Дух полноценное лицо Троицы, то Он может существовать и действовать Сам, Ему не требуется исходить от кого-то. Как Он действовал в древних пророках. Единственный исток, на основании которого родилось нынешнее представление о Троице я вижу в том, что Иисус говорит, что Он пребывает в Отце, а Отец – в Нем, и что кто видел Его, тот видел и Отца. Но ведь Он говорит, что пребывает и будет пребывать в апостолах, а они в Нем. Но это не делает их лицами Троицы. Внутреннее пребывание одного в другом – это единосущие. Оно закреплено в Символе веры, но никакого отношения к догмату о Троице не имеет. Вспомни, чему ты так доверял в источниках еще до того, как ты принял Христа. Ты же искал космического «Владыку» Земли! И понял, что Христос Им и является!
- Да, было дело, с этого представления я и был «пленен», в хорошем смысле этого слова, образом Христа.
- Ну, так все верно! Сам Христос говорит, что Отец дал Ему всю власть на Земле. Пойми, картина космической иерархии очень верна. Монады делятся на два больших класса: богосотворенные и Богорожденные. Первые не помнят ничего, что было до их сотворения. Для них все впервые, они наполнены жаждой творить, улучшать, переделывать. Но они не знают Отца, как переделывать, как творить, чтобы достичь той цели, что поставил Отец?! Для этого Отец посылает в мир «Владык» - Богорожденные монады, которые знают Отца и находятся с Ним в постоянной внутренней связи (они пребывают в Нем, а Он – в них). Они поэтому, как и Отец, осознают себя, как пребывающими до всех времен, до сотворения. Они поставлены руководить эволюцией на каждом небесном теле. Они знают, сколько сотворить слоев в брамфатуре планеты или звезды, они знают как распределить по этим слоям те монады, которые творит Отец (и только Отец). Какие законы должны действовать в этих слоях, как они должны быть взаимосвязаны, как переходить из слоя в слой и так далее и тому подобное… Они являются выражением божественного плана, божественного сознания для данной планеты или звезды, для галактики. Они божественные Логосы данных брамфатур. Слово – «логос» содержит структуру и последовательность звуков, так и планетарный Логос содержит в Себе и творит всю структуру планетарной бармфатуры, с ее слоями и законами. А богосотворенные монады могут попасть к Отцу только по лестнице космической иерархии, только через подчинение этим законам, этим монадам – «владыкам». Так что путь к Отцу лежит только через Христа, ибо Он один на нашей планете знает Отца и знает тот, кому Он открывает. Он – пастырь, а не творец этих монад! Разве это в чем-то расходится с Евангелиями или символом веры?
- А как же «Им же вся быша»?.
- Действительно, вытекающее из Евангелия от Иоанна утверждение про Слово Божье, через которое все начало быть, на самом деле относится не ко Христу непосредственно. Тут все сложней. Троичность пронизывает все сущее на всех уровнях. Об этом нужен отдельный очень важный разговор. Если говорить о том, какую именно из Ипостасей Троицы преимущественно выражает Христос – то это будет ипостась Божественного Сознания, именующаяся Логос, и выражающаяся через Слово. Как создает Бог Словом всю вселенную и вся сущее в ней, мы поговорим потом, скоро приедет Николай, выдающийся физик, он нам многое объяснит. А теперь вернемся к образу Христа. В «Розе Мира» все описано так, как я сейчас излагал и это ни на йоту не отклоняется от того, что содержится в Евангелиях и Символе веры, но может противоречить некоторым интерпретациям и домыслам, сложившимся в религиозном представлении и догматике. Христос не является ипостасью Троицы, а в Своем явлении на Земле, выражает Собой одну их этих трех ипостасей – Божественное сознание или Логоса.
И так, когда еще в нашем слое, планета Земля была огненным шаром, в нашу брамфатуру, в других слоях, сошел Христос, Планетарный Логос, чтобы творить здесь волю Отца. Он стал создавать слои, законы, размещать здесь по этим слоям богосотворенные монады. Он создавал и создает все условия космического сотворчества огромного количества богосотворенных монад с Отцом и всей космической симфонией остальных миров и светил. Отец дал Ему для этого все полномочия. Он в недалеком будущем приведет планету в развитии ко второму великому этапу – второму эону. При этом Он сотворит все новое – новое небо и новую землю. Т.е. Он обновит и преобразит все слои брамфатуры, преобразит и всех обитающих в них, а так же создаст новые слои для следующего шага космической эволюции.
- Извини, Степан Михеич! Часто звучит у тебя слово «брамфатура» - напомни мне старому, что это такое?
- Брамфатура – это совокупность всех разноматериальных слоев нашей планеты, связанных между собой в единое целое. Как тебе такая картина «маслом»?
- Ну, в целом, выглядит убедительно. Только все же надо все осмыслить. Дай мне время.
- Хорошо. Но я добавить хочу, что представление об Иисусе Христе, которое существует сейчас в церкви – это отражение того мировоззрения, отражение картины мира той эпохи, когда это представление складывалось. Тогда Земля казалась единственной планетой во вселенной, окруженная небесной твердью, в которую «вбиты» хрустальные гвоздики звезд, вокруг которой все вращается. Поэтому Единственным и казался Сын Божий, пришедший в наш мир и вочеловечившийся. Еще раз вернусь к представлении о Лицах Троицы: Сын рождается Отцом, но в Троице Лица присутствуют всегда, Они предвечны как и Сама Троица, то есть существуют еще до всякого сотворения. Не может одно лицо Троицы рождаться от другого. Они есть сразу в Ней все три и всегда.
- Но церковь говорит, что Христос «предвечно рождается» от Отца.
- Ну, это же оксюморон.
- Верую, ибо абсурдно…
- Вот и дьякон Кураев приводит такое забавное сравнение в своей книге «Сатанизм для интеллигенции» (забавно и название – оговорочка по Фрейду): мол, вы новые «язычники» от «Розы Мира» поклоняетесь какому-то космическому «ефрейтору» (так с его точки зрения трактует образ Христа «Роза Мира»), а мы мол, истинные христиане не хотим поклоняться «ефрейтору», а только сразу «главнокомандующему»! От так! Я представляю армию – иерархическую структуру, где каждый солдат настолько горд, что ефрейторам подчиняться не хочет и даже лейтенантам, а только главкому! Долго ли такая армия продержится? Если уж пользоваться этим сравнением.
- Забавно, конечно, но для того, чтобы изменить трактовку, лежащую в основе веры, нужны серьезные основания!
- А разве произошедшие за три последних века изменения в наших знаниях о вселенной, о человеке не являются такими основаниями? Расширившийся кругозор позволил правильнее оценить и размеры вселенной и место Земли и человека в ней. А мы все цепляемся за старые представления.
- Нужно все это осмыслить. Я еще раз перечитаю эти места из «Розы Мира» и священных писаний. Сам проведу сравнения. Тогда и продолжим разговор.
- Хорошо, потому что самое важное обсуждение будет, как ты понимаешь, о Троице! До праздника Троицы еще несколько недель. Думаю, мы успеем. Хотя более глубокий и фундаментальный разговор пойдет, когда вернется Николай, и Юру мы сможем сюда пригласить. Нужно будет вчерне собрать пазлы общей картины будущего учения «цельного знания» - синтеза науки, религии и философии.