Чудо-оружие
и Первые вести о Тридевятом царстве
Другие материалы серии "Давным-давно в далекой галактике"
Давным-давно в далекой галактике на обучение к Верховному шаману союза племен прибыл новый ученик.
Три дня Верховный шаман с учеником не разговаривал. А когда убедился, что тот может молчать, сказал:
- Ты подходишь.
Потом шаман три года обучал юношу собирать травы и варить снадобья для лечения ран и хворей, а когда научил его всему, что знал сам, то сказал:
- А, вообще, все это ерунда! Какова главная задача шамана, как ты думаешь?
Юноша ответил:
- Когда приходят разведчики и приносят вести о других племенах на границах – предсказать, на чьей стороне будет победа!
- А как шаман это предсказывает?
- Я не знаю!
- Я расскажу тебе историю о первом шамане и чудо оружии. И ты поймешь великую тайну предсказаний.
Давно это было. В те времена наше племя было немногочисленным и слабым. Со всех сторон соседи нападали на наши земли, убивали мужчин и женщин, детей и стариков. Наше племя могло вообще прекратить существовать. Тогда жил один человек по кличке Хромоногий. Когда-то он был воином, но получил увечье и больше не мог принимать участие в битвах. Чтобы быть полезным племени, он стал кузнецом и делал из красного ковкого камня наконечники для копий.
Однажды Хромоногий решил идти на вершину Горы гор и просить у бога Тырпыркоатля чудо-оружия, чтобы защитить свое племя. Три месяца его никто не видел, а потом он вернулся, неся в руках большой казан. Воины начали смеяться:
- Ну и оружие принес наш кузнец!
Но Хромоногий сказал, что сделать этот казан ему повелел бог Тырпыркоатль, и что он принесет племени могущество и удачу в войне.
Кузнец наполнил котел водой и бросил в него кусок мяса, который хотели зажарить. Охотник, добывший оленя, хотел отобрать мясо, но вождь его остановил:
- Пусть сделает, как велел бог!
Мясо сварилось и не подгорело со всех сторон, как это бывало при жарке. И люди смогли съесть больше и наелись. В бульон стали добавлять зерна диких злаков – они становились мягче и есть стало легче. Многие растения и коренья, которые люди не могли разгрызть, стали съедобными. Вокруг стало так много пищи, что люди подумали, что попали в рай. Сытые женщины стали благосклонней с мужчинам и больше рождалось детей. А сытые дети росли не по дням, а по часам. Так появились в племени богатыри. Эти богатыри стали наводить страх на соседей и набеги прекратились.
- Вот как выжило наше племя! – воскликнул удивленный ученик.
- Но это еще не все, - продолжал мудрый шаман. – Котел дал нам могущество повелевать временем.
- Как это?
До того, как Тырпыркоатль даровал нам казан, очень много времени у людей уходило на поиски пищи и на то, чтобы её приготовить. Зерна терли в каменных ступках, коренья долбили каменными молотами, и все равно их приходилось жевать от рассвета до заката, иначе не наешься. И вдруг у людей появилось время. Они подняли голову и взглянули на мир. Они стали видеть красоту, любоваться закатом, птицами, звездами, женщинами.
- Женщины, у которых появилось время, стали еще благосклонней к мужчинам! – воскликнул догадливый ученик. – И стало рождаться еще больше богатырей.
- Именно так, - согласился шаман. – А еще люди стали изобретателями.
Женщины стали шить более теплую одежду, что сберегало силы племени и улучшало рост. Мужчины изобретали новое оружие. Это они придумали лук. Стрелы летели далеко – теперь не надо было приближаться к врагам на опасное расстояние, можно было убивать их издалека. И племени стало само нападать на соседей, отнимать их оружие и утварь, уводить детей и женщин.
- То есть котел оказался настоящим чудо-оружием! – блестели глаза у ученика.
- Котел дал нам цивилизационное преимущество, - согласился старый шаман. – Но соседи быстро подсмотрели, в чем секрет успеха и тоже обзавелись котлами. Настоящее-чудо оружие было в другом. Дело в том, что Хромоногий кузнец, который стал первым шаманом, завел новый обычай – с тех пор племя должно было выделять по одному самому смышленому юноше в обучение к шаману. И только своему ученику шаман открывал тайну чудо-оружия.
- И в чем же она?
Когда Хромоногий взошел на Гору гор и обратился Тырпыркоатлю, то бог дал ему не только указание, как сделать казан, но и открыл, почему он согласился помочь племени.
- Почему он согласился помочь племени? – торопил ответ ученик. – Потому, что мы были великими воинами? Или потому, что приносили богатые жертвы.
- Нет, - покачал головой шаман. – Потому, что мы были добрее всех своих соседей.
- Как добрее? – удивился юноша. – Мы же их всех разбили и уничтожили.
- И все-таки Тырпыркоатль помог нам из-за нашей доброты, - продолжал настаивать мудрый шаман. – Когда соседи съедали убитых и пленных – и мужчин, и женщин – как поступало наше племя?
- Мы мужчин убивали, а женщины становились нашими женами. Таков обычай, - ответил ученик.
- А дети?
- Детей мы воспитывали, как собственных!
- Это и есть доброта! Для того, чтобы боги даровали народу чудо-оружие и победу в войне, нужно быть чуточку добрее своего врага.
Юноша задумался.
- Значит, боги даруют победу не сильному и не храброму, а доброму?
- Да.
- И если мы добрее, то можем напасть и победить?
- Да, потому, что на нашей стороне будет правда, наше дело будет правым, наш гнев будет праведным. Мы нападаем не потому, что нам нужны земли, добыча, женщины, а потому, что соседи живут неправильно и боги ими недовольны. Поэтому победа за нами! Теперь ты понял, в чем секрет предсказаний шамана?
- Нет, - честно признался юноша.
Шаман понимающе кивнул головой:
- Когда разведчики приносят вести о новых наших соседях на новых границах, шаман должен определить, кто добрее – мы или они. Если мы добрее – можно смело нападать.
- Но как определить, кто добрее? – недоумевал ученик.
- А вот этому мы и будем учиться. Каждый раз с каждым новым соседом – это вопрос непростой. Иногда надо поехать к соседям и пожить у них, чтобы определить степень их доброты. Одни прокалываются на жадности – она одолевает у них доброту. Другие – на тщеславии. Третьи – хотят быть великими.
- А мы разве не хотим богатства, славы, величия? – спросил ученик.
- Мы хотим добра и правды, - ответил шаман. – И только потом богатства, славы и величия.
- Почему же мы не расскажем всем этот секрет победы? – спросил юноша. - Разве плохо будет, если все узнают силу доброты? Если все станут добрыми?
- Все и станут добрыми! Когда мы всех победим, – успокоил его шаман. – Только станут они по-нашему добрыми. И мы будем за всеми надзирать. Такова стратегия – план победы.
- А встречались ли нам соседи, которые добрее нас? И что делать, если мы таких встретим.
- Я рад, что ты стал моим учеником – ты схватываешь на лету, - улыбнулся старший. – До сих пор нам не встречались соседи более праведные и имеющие лучшую стратегию. Но Первый шаман оставил пророчество, что однажды такая встреча произойдет.
- И что мы тогда станем делать?
- Мы ошибемся. Менее добрый не может понять мотивов и намерений более доброго. Они будут нам представляться либо ловкачами, которых мы никак не можем поймать за руку, либо дураками, которым по неизвестным причинам везет.
- Точно так, какими мы представляемся нашим соседям.
- Именно.
В это время к шаману пришли гонцы от вождя. Выслушав их, старший сказал ученику:
- Собирайся! Завтра мы оправляемся в дорогу!
- Куда?
- Обнаружен новый противник. Его надо изучить и определить его пороки, то есть уязвимые места.
- Но почему вы так озабочены, учитель? Разве это не обычное дело для шаманов?
- У нового противника есть странности, которые меня настораживают.
- Какие?
- Они никогда не нападают первыми, - вздохнул шаман.
- Дураки, что ли? – усмехнулся было ученик и осекся.
Шаман посмотрел на его ошарашенную физиономию и продолжил:
- Они никогда не нападают первыми, но распространение их державы ограничивает только море.
- И как они называются?
- Тридевятое царство.
- Неужели те самые?
- Поживем – увидим!
Другие материалы серии "Давным-давно в далекой галактике"