Контекст

Валерий Мирошников:

1. В апреле 2021 года вышел мультфильм студии "Думай сам/Думай сейчас" про будущее - "2045-й". Его обсуждают. Кто принимает, кто критикует. https://vk.com/wall-122822775_4435 

2. Авторы мультфильма в ответ на критику предложили присылать им сценарии для следующих серий.

3. Я при участии Надежды Бут сделал наброски для нескольких серий. Интересно узнать ваше мнение о созданном образе будущего. Для контакта: mir007@rambler.ru 

Предлагаем вашему вниманию эпизоды:

2045-й. Наставник

Поселение Светлое – одно из множества новых поселений экологического типа, возникших вокруг больших городов. На холме расположено двухэтажное здание школы с выделяющимся спортзалом и куполом актового зала. На спортплощадке проходит урок физкультуры, дети с увлечением бегают наперегонки.

С высоты Школьного холма заметно, что ландшафт разумно преобразован человеческой мыслью и руками. Сады и аллеи гармонично вписаны в местность. Много воды: к естественным водоёмам, очищенным и обустроенным, добавлены искусственные — целые каскады прудов, соединённых протоками с водопадами – на радость детворе. Строения редки, они не создают ощущения скученности и тесноты, кажется, что они не построены, а выросли вместе с деревьями и кустами – настолько они включены в общую картину и общую жизнь пространства.

От школы вниз спускается тенистая липовая аллея. По ней идут двое. Мужчина – Дадажонов Ильхам Рашидович — выходец из Средней Азии, с утончённым лицом древнего рода интеллигентов и учёных. Его спутник – мальчик Иван — 13 лет, русской, европейской наружности. Они увлечены разговором, и оба очень внимательно слушают своего собеседника, ловя каждое слово.

Дадажонов: Наставник не подменяет своей волей и своими решениями волю своего подопечного. Жизненный выбор всегда остаётся за тобой. Моя задача – помочь пройти выбранный тобой путь с наименьшими затратами времени и сил и с наибольшей пользой. И ты, Иван, вожатый для наших младших, значит, тоже наставник — ты должен помнить об этом.

Иван: Ильхам Рашидович, я принял решение и хочу выступить на слёте.

Дадажонов: Постарайся быть искренним, говори не с залом, а с собой, не скрывай ни достижений, ни ошибок. Тогда ты получишь от выступления именно то, чего хочешь. И ещё…

Иван: Слушаю!

Дадажонов: До своего выступления в ходе обсуждения подай несколько реплик. Важно и горло прогреть, чтобы не дать петуха (Ильхам Рашидович улыбнулся), и прогреть внутреннее своё состояние, включиться в разговор, приучить собеседников себя слушать.

Иван: Понял!

Дадажонов: Счастливого пути!

Проводив своего подопечного Дадажонов направился обратно в школу, на крыльце которой встретил завуча Лидию Степановну Саверскую.

Саверская: Ильхам Рашидович! Вы разве не отправились с Иваном на Слёт наставников и вожатых?

Дадажонов: В этот раз придётся пропустить, Лидия Степановна. Я с удовольствием каждый год бываю на Слёте, но весна 2045-го – сами понимаете! — особенное время для учителя истории. Столько дел!

Саверская: С другой стороны, один денёк можно было выделить! Столетие Великой победы отмечается широко. Государство и общество уделяют внимание! Не только на вас юбилей держится!

Дадажонов: Вам, математикам, до конца не понять, что именно в школе история ближе всего подрастающему поколению. Торжественные мероприятия, конечно, нужны и возвышают душу. Но на них ребята больше зрители, а в школе, в поисковой работе, в докладах на научно-практической конференции они на деле ощущают свою сопричастность событиям прошлого, подвигу своих предков. Понимают, насколько велико значение этого подвига даже спустя целый век, наполненный множеством эпохальных событий.

Саверская: Наверно, вы правы, Ильхам Рашидович! А мой-то как, справляется?

Дадажонов: Серёжа молодец! Упорно трудится, но исследование затеял непростое. Восстановить боевой путь рядового солдата, не маршала, не генерала – это очень непросто. Хотя уже значительная часть архивов Министерства обороны переведена в электронный формат, что облегчает поиск, но чтобы задать критерии поиска, нужно наполниться духом эпохи, понять логику, мотивы действий людей того времени.

Саверская: Он говорил о каком-то ордене…

Дадажонов: Да, орден «Отечественной войны» второй степени. Родственники солдата были уверены, что он воевал в штрафбате, а тут – орден. И судя по номеру – боевой, не юбилейный, не из тех, которыми наградили многих фронтовиков на 40-летие Победы. В общем, загадок много. Вы Серёжу поддерживайте, интересуйтесь его успехами, ему это важно. Если придётся выехать в архив…

Саверская: В Москву?

Дадажонов: Да, в Москву. Думаю, надо будет мальчика отпустить.

Саверская: Но годовые контрольные же на носу! Учиться надо!

Дадажонов: Наверстает! А этот поиск – тоже экзамен, тоже школа, только школа жизни, действия!

Саверская: Ах, Ильхам Рашидович! Всегда вы всех перед нелёгким выбором ставите! Тяжело с вами! Но интересно!

Город будущего. Футуристические здания разной этажности и причудливых форм несут на себе деревья и кусты как гигантские кашпо. Между зданий в небе парят вместе орёл и небольшой беспилотник. С высоты полёта им видно, что город образует огромную звезду – внутрь городской застройки проникают лучи леса, кроме них город пересекает река, вокруг голубых озёр тоже зелёные пятна растительности.

Беспилотник ныряет вниз и деловито устремляется вдоль улицы, обгоняя неторопливо ползущие электромобили и троллейбусы. Так же не спеша по тротуарам движутся люди. Их немного. По нашим меркам город можно было бы назвать безлюдным. Стариков и детей мало. В основном молодёжь студенческого возраста.

На площади, пролетев над клумбами и фонтаном, беспилотник делает круг вокруг робота – распространителя газированной воды, тот машет ему рукой как при встрече со старым знакомым. Беспилотник скрывается в проёме одного из зданий на площади.

Робот: В жаркий день организму требуется много влаги. Пейте газированную воду – она не содержит искусственных подсластителей и ароматизаторов. Хотя вы и сами это знаете!

Возле робота в задумчивости стоит Иван. Он одет, как все вокруг, просто, функционально, но аккуратно и чисто.

Робот: Здравствуй, мальчик! Анализ выражения лица показывает, что ты растерян. Что ты ищешь?

Иван: Ищу, но точно не газированную воду!

Робот: Ты же не думаешь, что я просто предлагаю на улицах газировку. Я гид по городу и справочный терминал Единой информационной системы…

Иван: Да знаю я, знаю.

Робот: Тебя зовут Иван. Ты живёшь в экопоселении Светлое на Цветочной улице. Приехал в город на Слёт наставников и вожатых.

Иван: Как мне найти Дворец экологии? (вздыхает) Я проехал свою остановку.

Робот: Загляделся-размечтался! Понимаю! Иди прямо по проспекту СССР, через квартал повернёшь налево и увидишь Дворец экологии имени Лисовского. Там тебя встретят тимуровцы – добровольные помощники — раньше их называли волонтёры, но вернулись к советскому названию. Поторопись! Через пять минут начало! Председатель крайисполкома товарищ Даутов уже подъехал.

Иван: Спасибо!

Иван убегает. К роботу на площади возвращается беспилотник, выполнивший своё задание, делает круг и садится рядом.

Беспилотник: Мне показалось или парнишка в самом деле чем-то озабочен?

Робот: Мне тоже так показалось. Хотя в школе у него все хорошо. Уже три года как ему доверили быть вожатым в начальной школе – теперь его подопечные уже в третьем классе.

За спинами роботов на фасаде высотного здания мерцает призыв: «К 100-летию Великой победы!», который сменяется расписанием грядущих праздничных мероприятий и долгожданных премьер новых фильмов о Великой Отечественной войне. Из названий новых фильмов запоминается «Прорыв в будущее». На 3D-афише офицер с нашивками старшего политрука и узнаваемым лицом Мусы Джалиля ведёт беседу с бойцами накануне наступления. По его вдохновенному лицу видно, что он сам увлечён образом великого будущего, ради которого их направила в бой Родина.

Иван бежит через площадь и скоро достигает Дворца экологии. Фасад здания украшает знаменитый лозунг 2020-х годов: «Природа. Родина. Народ», с которого началось настоящее развитие движения даже не природоохранного, а природосообразного. У входа Ивана встречают тимуровцы – добровольные помощники с красными нарукавными повязками. Есть среди них и знакомые. Антон на два года старше Ивана, но общается с ним как с равным.

Антон: Иван, привет! Поторопись! Сейчас начнётся!

Иван: Успеваю! Привет, Антон!

Иван замечает Ларису – одноклассницу, которая тоже спешит на слёт в группе подруг. Лариса приветливо машет Ивану, тот машет в ответ, но получается не очень ловко и торопливо.

Антон (замечает смущение Ивана и подмигивает): Нравится она тебе?

Иван: Мы в одном классе у третьеклашек вожатые.

Антон: Замечательно! Успеха!

Иван входит в зал, но это не тот зал, что привычен в нашем времени. Зал напоминает оранжерею – здесь собраны растения со всего света. Иван читает табличку. На ней написано: «Геликония индийская (Heliconia indica). Растёт на островах Океании». На другой: «Саподилла, масляное дерево (Manilkara zapоta) — плодовое дерево. Южная Мексика».

Нет рядов кресел. Среди растений расположены удобные рабочие места: стол, стул, микрофон для выступления. Иван занимает свободное место и снова видит Ларису, которая садится неподалёку.

Зал образует чашу. Внизу место для ведущих и выступающих.

Ведущая: Для участия в работе Слёта приехал Председатель крайисполкома товарищ Даутов, один из видных организаторов мирного перехода к социализму 2027-2029 годов.

Даутов: Так уж сразу и видных! (Занимает место выступающего). Здравствуйте, товарищи! Я ежегодно присутствую на этом слёте, поскольку считаю наставничество нашим главным государствообразующим принципом. И если уж наша обаятельная ведущая вспомнила о событиях прошлого, то почему революция была мирной, а шествие её по стране столь стремительным? Потому что в 2022 году в России и странах тогда ещё СНГ развернулось движение наставничества. Все понимают, что знание – это власть, но у кого была власть в прежние годы?

Голоса из зала: У элиты! У избранных!

Даутов: Почему в прежние времена знания были у избранных? Потому, что они передавали их из поколения в поколение, от отца к сыну, от учителя ученику. Потому, что у них была система наставничества как у джедаев в «Звёздных войнах» — был такой старый фильм. И что же произошло в 2022 году?

Иван (с места): Тургоякское чудо!

Даутов: Вот именно – чудо. Молодёжь, которая поняла, что «знание – власть», собралась на озере Тургояк и решила выбрать себе наставников, тех людей, которых они уважали, жизненный совет которых ценили и готовы были претворить в жизнь. Вы помните, с какой радостью откликнулось на этот почин старшее поколение, как ответственно старались люди подойти к новой для них роли. Как возникали традиции наставничества. Какие вы знаете традиции наставничества?

Лариса (с места): Если тебя выбрали наставником – ты не можешь отказаться. Если только у тебя уже нет трёх подопечных.

Даутов: Вот именно! Если ребёнок, юноша, молодой человек выбрал тебя наставником – сама природа старшего по возрасту не позволит его отвергнуть. Но кроме того, система наставничества изменила идеалы общества. Жизненный успех оказался не в том, чтобы заработать деньги, купить машину, яхту или завод – а в том, чтобы тебя выбрали наставником, чтобы признали твой подход к жизни правильным.

Даутов обвёл взглядом притихший зал.

Даутов: А ещё, если у тебя есть наставник — ты не одинок на своём пути, перед лицом проблем. У каждого из вас есть наставник, но и вы, участники слёта, тоже для кого-то наставники. Это ответственная задача, ей необходимо учиться. И здесь сегодня вас многому научат.

Докладчик завершил выступление и готовился сойти с трибуны.

Иван (поднимает руку): Евгений Фёдорович! У меня есть к вам поручение от моих третьеклассников! Я могу его высказать?

Даутов: Что нам скажет ведущая? Мы не очень нарушим регламент?

Ведущая: Думаю, несколько минут мы можем послушать.

В фойе Дворца экологии робот-газировщик толковал с беспилотником.

Беспилотник: Хорошо тебе, ты полезное дело делаешь, доставляешь людям воду, помогаешь утолить жажду. Сейчас заседание закончится – к тебе сразу очередь образуется. А я простой курьер – принеси, унеси.

Робот: У тебя тоже полезная работа. Ты летаешь в небе. Это же здорово!

К роботам подбегает Антон.

Антон: Срочно! Нужна медицинская помощь!

Робот: Я могу оказывать первую медицинскую помощь!

Беспилотник: Нужно ли вызвать «скорую»?

Антон: «Скорую» не надо! Аптечка нужна!

Роботы и Антон перемещаются к семье, которая осматривала тропические растения. 4-летняя девочка уколола палец о шип кактуса. Выступила кровь.

Папа (Виктор из третьей части): Это всего лишь капелька!

Девочка (Лида): Мне и не больно совсем!

Мама (Рита): Кто знает, что это за растение! Может, ядовитое?

Робот: Это растение не ядовито. Ежовый кактус Echinocereus растёт в Центральной Африке. Иголки могут достигать 10 см в длину. Он действительно похож на ежа.

Робот слегка сжимает пальчик девочки, выдавив капельку крови, протирает её ватным тампоном, а затем дезинфицирует ранку перекисью водорода.

Девочка: Спасибо!

Робот: Не за что! Это моя работа! А ещё я могу оказывать помощь при сердечных приступах. (выразительно смотрит на маму девочки).

Папа (с улыбкой оглядывается на жену): Не надо! До этого пока не дошло!

Семья тоже направляется в актовый зал.

Робот (вдогонку): Вам необходимо обратиться к врачу и ввести противостолбнячную сыворотку. Сейчас это не больно – она вдыхается при ингаляции.

Беспилотник: Ох уж эти дети! За ними нужен глаз да глаз!

Антон: Вот и летай! Следи! Что вы тут расселись как кумушки на лавочке!

Робот (изображая вздох): Ни тебе благодарности за доброе дело…

Антон (улыбается): Спасибо!

Зал проведения слёта.

Иван: Мы с ребятами придумали систему управления.

Голоса из зала: Ого какие! Третий класс – а уже глобально мыслят!

Лариса (вскакивая с места): Дайте сказать!

Даутов: Мы внимательно слушаем. Так ведь, товарищи?

Иван: Мои подопечные – ещё октябрята, класс у них делится на звёздочки – по пять человек. Это как пять лучей. У звёздочки должен быть командир. Но мы решили, что командира будем избирать на месяц, чтобы все научились быть командирами.

Голос из зала: И подчинёнными!

Иван: Да-да! Когда тебе отдают приказ, а ты знаешь, что через месяц ты будешь на месте командира – ты стараешься все сделать как можно лучше, чтобы и твои приказы потом исполнялись.

Даутов: А когда ты командир, то стараешься не отдавать дурацких приказов, потому что через месяц будешь подчинённым.

Иван: Именно так, Евгений Фёдорович!

Голос из зала: А что тут такого? Обычная система демократии.

Иван: Тут очень даже «что такого», потому что главное в этой системе – дружба!

Даутов: Вот как? Это интересно! А откуда здесь берётся дружба?

Лариса: Дайте я скажу! Я вместе с Иваном вожатая в этом классе. Дружба берётся из того, что у нас всё получается. Пока другие классы спорят и сомневаются, мы что задумаем – сразу делаем. Новогодний праздник провели – всем понравилось! Спортивные состязания организовали. И все понимают – что в этом успехе есть доля каждого, что каждый незаменим. Когда один мальчик ногу подвернул, катаясь на лыжах – к нему весь класс по очереди ходил навещать.

Даутов: То есть ваша система управления порождает дружбу! А ведь это здорово, товарищи! Это, не побоюсь сказать, решение глобальной проблемы человечества. Цель системы другая – не только добиться конкретного результата, новогодний праздник провести, а цель – чтобы каждый научился быть командиром. Вот какая у нас гениальная смена растёт!

Голос из зала: Да, толковые ребята!

Даутов: Иван, а как же эту систему у нас в крайисполкоме применить? А то у нас все по-старому, по-феодальному: начальник отдела — это фон барон, подчинённые – вассалы. Нет, дружба у нас есть – мы вместе пришли в исполком и её с собой принесли. Но сама система дружбу не порождает. Так что скажете?

Иван с Ларисой переглянулись. Но тут им на помощь пришёл пожилой мужчина.

Мужчина: Хватит тебе, Евгений Фёдорович, ребятишек пытать. Я тебе скажу, как твою контору из феодализма вытащить!

Даутов: Слушаю, Егор Петрович! Скажи от всего Машзавода!

Егор Петрович: Гибкая должна быть система управления, проектная. Под каждый проект создаётся команда – в ней и можно применять октябрятские принципы. Под другой проект – меняем команду – так и передружатся все в отделах и между отделами.

Даутов: Дело говоришь! Хоть и не так всё просто, но, действительно, не будем от ребят требовать всё разжевать. Свои мозги есть.

В кабинете истории Ильхам Рашидович Дадажонов проводит урок у пятого класса. В классе нет привычных столов. Половина ребят сидят за одиночными партами, а другая половина стоит за высокими конторками, отчего даже к концу урока школьники не страдают от неподвижности и сохраняют внимание для плодотворной работы.

3D-проектор на передней стене класса распахнул окно в прошлые века — настолько реалистично создавалось зрелище. Перед классом промелькнули последние кадры эпической ленты «Сказание о Сиявуше». После окончания фильма ещё долго длилось наполненное переживанием молчание. Учитель не торопился начать разговор, давая ребятам справиться с эмоциями.

Наконец, учитель подал знак поменяться местами. Ребята привычно и без суеты взяли свои принадлежности. Те, кто стоял – сели за парты, кто сидел – встали за конторки.

Дадажонов: Мы с вами, ребята, закончили просмотр трилогии студии «Таджикфильм» по поэме Фирдоуси «Шах-наме» — «Книга царей». Конечно, очень хорошо поработали товарищи из вернувшейся в состав России среднеазиатской республики, которые не просто реставрировали фильм 1970-х годов, но сделали его трёхмерной голографией. Какой фильм, на ваш взгляд, самый удачный в трилогии, производит наибольшее впечатление? (мальчик на второй парте поднимает руку) Серёжа!

Серёжа (Саверский): Я думаю, здесь нельзя сравнивать. У каждого фильма есть свои задачи и идеи, которые он стремится донести. «Сказание о Рустаме», например, показывает причины возникновения войн. А «Сказание о Сиявуше» — образец праведной жизни без рабства и обмана.

Дадажонов: А «Рустам и Сухраб»? (девочка поднимает руку) Анюта!

Анюта: Здесь главная мысль, что лжи во благо не бывает. Ложь всегда приводит к несчастью.

Дадажонов: Согласен. Но вот Серёжа сказал, что в первом фильме трилогии вскрываются причины возникновения войн. А какие есть причины для войны? Точнее, какие причины придумывают люди, чтобы оправдать войны?

Серёжа: У каждого, кто идёт на войну, своя причина. Шах Ирана Кавус жаждет славы. Его воины – стремятся захватить добычу.

Данил: Владыка Турана Афрасиаб стремиться напасть первым, чтобы не напали на него. Чтобы боялись.

Анюта: Его сын Хуман считает всех вокруг животными и лишь себя и своих соплеменников – людьми. Он идёт на войну, чтобы, как он считает, восстановить справедливость – чтобы все люди были его рабами, а он их властелином.

Дадажонов: А как вы считаете, что нужно сделать, чтобы прекратились войны?

Анюта: Нужно, чтобы люди перестали считать других людей ниже себя и достойными лишь прислуживать себе. Людям нужно объяснить!

Данил: Стремление к славе должно быть изменено, только добрая слава должна оставаться в веках. Слава перед лицом Всевышнего.

Серёжа: Богатство тоже имеет смысл лишь перед лицом Всевышнего. Что толку иметь дворец и тысячи скакунов, если Творец в тебе разочаровался и жить тебе осталось один день?

Дадажонов: Логично! Молодцы! Думаю, Фирдоуси был бы доволен тем, как вы поняли его поэму.

Звенит звонок.

Дадажонов: Урок окончен. Домашнее задание на сайте школы. До встречи послезавтра.

Ученики собираются и расходятся.

Дадажонов: Серёжа, как у тебя дела с твоим докладом? Есть трудности?

Серёжа (рассказывает, иногда сверяясь с планшетом): Я выяснил, что тот солдат – Харис Миннибаев – был призван районным военкоматом 22 января 1941 года. Значит, он не сидел в это время в лагере, как считали его родственники. И он не мог быть в штрафбате, поскольку был ранен 27 июля 1942 года. А приказ Верховного Главнокомандующего №227 «Ни шагу назад!», которым создавались в армиях штрафные батальоны, был подписан только от 28 июля 1942 года. До этого никаких штрафбатов в Красной Армии не было.

Дадажонов: Разумно!

Серёжа: После этого полгода Харис Минибаев проводит в госпиталях с ранением и тяжёлой контузией, после чего 7 января 1943 его увольняют из армии по ранению.

Дадажонов: Знаешь, что мне кажется интересным. Призван солдат в январе, месяца три – обучение, снаряжение, да и просто до фронта добраться надо. И воюет он всего-то месяца три-четыре. А сколько у него наград?

Серёжа: Медаль «За боевые заслуги», медаль «За отвагу», орден «Отечественной войны II степени».

Дадажонов: Это же невероятно! Он не лётчик, не танкист, а простой пехотинец. К лету 1942 года побед у Красной армии было немного, так что наградами личный состав особо не баловали. А тут – в месяц по награде. Он геройский парень! Где воевал?

Серёжа: На Волховском фронте в 374-м стрелковом полку 128 стрелковой дивизии.

Дадажонов: Надо посмотреть, в каких боях участвовал этот полк.

Фойе Дворца экологии. Робот и беспилотник.

Беспилотник: О! Совещание закончилось! Идут! Я полечу посмотрю!

Участники Слёта выходят из зала не уставшие, а посвежевшие, заряженные на действие, оживлённо обсуждающие произошедшее. К Ивану и Ларисе подходит женщина-ведущая — Светлана Юрьевна Говорова. Ей 40 лет, она в крайисполкоме курирует движение наставничества.

Говорова: Ребята, я хочу вас поблагодарить за ваше открытие! Очень жаль, что в моё время в школах не было такой системы управления, порождающей дружбу! Тогда бы ничего этого не случилось!

Лариса: Чего не случилось, Светлана Юрьевна?

Говорова: Вы слышали что-то о трагедии в Казани в 2021 году?

Школьники, отрицая, мотают головами.

Иван: Не слышали.

Говорова: А я там была! В 175-й школе! Пряталась под столом, когда началась стрельба. Я была в вашем возрасте. Никогда этого не забуду! А ведь всё потому, что не было дружбы! Проклятый капитализм с его вечной конкуренцией! Когда все друг для друга только соперники и источники ресурсов.

Иван: Я вспомнил! Ведь именно после «трагедии в Казани» активная молодёжь задумалась о системе наставничества и произошло Тургоякское чудо!

Говорова: Да, я была тогда на Тургояке!

Лариса: Расскажите!

Говорова: Мы очень стремились восстановить связь между поколениями. Именно уважение к старшим задаёт молодым направление в жизни. Не так, что каждое поколение начинает с нуля, а чтобы продолжать дело предшественников. Наставничество задаёт направление общественному развитию и (женщина улыбнулась и положила руки на плечи собеседникам) помогает проявиться инициативе молодых, которым всегда есть к кому обратиться. Мне очень повезло со своей наставницей! Хотя, наверно, так каждый может сказать. Ведь у вашего наставника есть свой наставник – и через эту сеть вам доступны все достижения и открытия человечества.

Иван замечает, что из зала выходит Даутов.

Иван (Говоровой): Извините! Мне надо ещё вопрос задать Евгению Фёдоровичу!

Иван убегает.

Говорова (Ларисе, глядя в след Ивану): Мне так нравится, когда мужчины заняты делом, когда у них какие-то междоусобойчики! В прежние времена мужчины слишком много внимания уделяли женщинам!

Лариса: Разве это плохо?

Говорова: Плохо всё, что избыточно! Когда мужчина думает о благе общества в целом, он и жизнь своей женщины делает лучше. А думать только о ней – это ведь эгоизм. В этом нет полёта!

Беспилотник сверху наблюдает как Иван пробирается к Даутову.

Иван: Евгений Фёдорович, ещё один вопрос!

Даутов: Слушаю, Иван!

Иван: Я вам рассказал всё хорошее про нашу систему управления, но есть одно обстоятельство, которое меня настораживает. И мне кажется, что я должен о нём рассказать не врачу, не учителю, а вам. И мой наставник мне это советовал.

Даутов: Давай подробней!

Иван: У моих подопечных очень сплочённый коллектив, но я опасаюсь, что он слишком сплочённый. Однажды… (Иван запинается от волнения)

Даутов: Говори! Говори!

Иван: Однажды мы проводили строевую подготовку. Весело было – печатали шаг, пели строевые песни. И вот я смотрю – песня закончилась, а ребята всё идут и идут строем – как заведённые. И ушли бы далеко, но мама одной девочки их окликнула. Не раз ей пришлось крикнуть. Что это было?

Даутов: Задал ты мне задачку! Опасаешься, что сформировался слишком мощный эгрегор, или как говорят командный дух, который подавил личности ребят?

Иван: Опасаюсь!

Даутов: Но может быть и другое! Ребята очень настроились друг на друга. И между ними возникло что-то ещё неведомое нам, открывающее новые возможности человека, человека будущего.

Иван: И как это распознать?

Даутов: Пригласите меня на сбор! У октябрят ведь есть сборы?

Иван: Обязательно пригласим!

Даутов: И скажи – кто твой наставник?

Иван: Учитель истории нашей школы Ильхам Рашидович Дадажонов.

Даутов: Знаю, знаю! Встречались! Надо с ним созвониться!

Он замечает парящий сверху беспилотник.

Даутов: А ну-ка, малыш, соедини меня со школой поселения Светлое!

Беспилотник снижается и включает голографическую связь.

Говорова попрощалась и ушла. Лариса, ожидая Ивана, наблюдала, как в фойе Дворца экологии команда телевизионщиков берёт интервью у участников Слёта. Неподалёку стоял Антон в повязке волонтёра. В большом городе каждый человек, которого хотя бы знаешь в лицо, кажется почти близким другом.

Лариса: Антон, а это кто?

Антон: Это Николай Разумов, ведущий философской программы краевого телевидения.

Лариса: А-а! «Критерий истины»! А я-то думаю, где его видела!

Антон: Был у него на съёмках передачи. Увлекательное занятие! Не просто факты излагают, а пытаются свести в систему.

Лариса: Совсем как наш Дадажонов?

Антон: Точно! Он, кстати, не раз выступал у Разумова. О! Послушаем!

Разумов обращается к главе семьи, которой перед совещанием потребовалась помощь с колючкой от кактуса.

Разумов: Виктор Николаевич! Вы известны как активист Лиги «На пути к Человечности». Какое значение вы придаёте движению наставничества?

Виктор: Наша Лига возникла как развитие движения наставничества. Как ответ на вопрос – а куда же должны звать наставники своих подопечных? Какой образ будущего они предлагают…

Беспилотник возвращается к роботу-газировщику.

Робот: Три раза ездил заправляться. «Дюшес» и «Байкал» уходят влёт.

Беспилотник: А я наблюдал за Ларисой, одноклассницей Ивана. И теперь не знаю, что делать!

Робот: А что случилось?

Беспилотник: У них 95% совпадения для образования пары.

Робот: У Ларисы и Ивана?

Беспилотник: Нет, у Ларисы и Антона – с которым девочку лечили и который нам про кумушек пенял. А с Иваном только 78%.

Робот: Ну, дела! И что теперь будет?

Беспилотник: Да уж как всегда у людей…

Робот: Да, хорошо быть роботом!

Электричка. Смеркается. Иван и Лариса возвращаются домой.

Лариса: Я попросила Светлану Юрьевну быть моей наставницей. До сих пор мне помогала моя мама. Но иногда мне нужна помощь другого рода.

Иван: Родители – это наши первые естественные наставники. Потом приходят и другие – в профессии, в общественной жизни. Мама твоя поймёт и обрадуется. У человека всегда бывает несколько наставников.

Лариса: А о чем ты с Даутовым разговаривал? О строевой подготовке?

Иван: Да. Пригласил к нам на сбор.

Лариса: Замечательно! Когда?

Иван: В ближайшую среду.

Зазвонил мобильный.

Иван: Это мой! Добрый вечер, Ильхам Рашидович!

Дадажонов: Мне звонил Даутов, рассказывал о произошедшем на слёте. Как твои впечатления?

Иван: Получилось лучше, чем я ожидал.

Дадажонов: Это признак того, что твои действия в согласии с волей Вселенной…

Пока Иван общался с наставником, Лариса обратила внимание на экран, имеющийся в каждом вагоне электрички. Демонстрировался новый художественный фильм «Туманность Андромеды». Отважные звездолётчики с корабля «Тантра» попали в плен Железной звезды и совершили посадку на одну из планет системы. Там они нашли спиралевидный звездолёт, не известный ни в одном из миров Великого Кольца.

Сидевший рядом пожилой мужчина, заметив, что девочка с интересом следит за развитием событий, улыбнулся.

Мужчина: В советское время мы зачитывались этим романом! Он звал к звёздам, давал веру в будущее. События последующих лет заставляли думать, что это будущее утрачено. Но теперь оно снова открылось перед нами.

Лариса: Ваше лицо мне знакомо! Мы не встречались?

Мужчина: Может, вы видели мои видео? Садоводством не увлекаетесь?

Лариса: Точно! Это ваш канал «Посадка олигарха»? Много интересного для себя нахожу.

Олигарх: А вы откуда так поздно едете со своим спутником? Темно ведь уже.

Лариса: Мы в городе были на Слёте наставников и вожатых. Дома знают. Но припозднились, да. Насыщенный день был!

Олигарх: Я в былые времена спонсировал некоторые мероприятия движения наставничества, но, пожалуй, не понимал его колоссального значения. Иначе я был бы не олигархом, а как вы – наставником или вожатым.

Лариса: А вы разве не наставник? Так не бывает! Сейчас все взрослые у кого-то наставники.

Олигарх: Я живу уединённо, не на виду. Может быть, поэтому меня никто из молодых не выбрал. Хорошо, хоть в Институт истории приглашают как свидетеля и участника исторических событий. Как раз возвращаюсь оттуда.

Иван заканчивает разговор по телефону. Лариса знакомит его с Олигархом.

Лариса: Я думаю, Ильхам Рашидович заинтересовался бы возможностью пригласить на урок новейшей истории такого человека.

Иван: Да, это в его духе. Он стремится к объективности и научности в преподавании истории.

Олигарх: Думаю, ему со мной удастся даже поднять тему эксперимента в истории.

Иван: Это как?

Серёжа Саверский всерьёз увлёкся изучением онлайн-архива Министерства обороны, даже не заметил, что наступила ночь. Мама его отвлекла.

Саверская: Серёжа, пора отдохнуть! Ты слишком засиделся за компьютером.

Серёжа: Да! Я знаю! Сейчас! Просто я реально нашёл то, что подскажет мне направление дальнейшего поиска.

Саверская: И что же это?

Серёжа: Вот смотри! Карта расположения 374-го стрелкового полка в июле 1942 года – как раз в то время, когда был ранен Харис Миндубаев. И журнал боевых действий 128 стрелковой дивизии. И я теперь понимаю, откуда у солдата-пехотинца столько боевых наград за три месяца.

Саверская: Расскажи!

Серёжа: Активных боевых действия в это время на берегу Ладоги не велось. Синявинская операция начнётся только в августе, и Харис Миндубаев её не застанет. Но в это время постоянно работают разведгруппы – выясняют обстановку перед наступлением. И я думаю, что солдат свои награды получил за разведку. Захватил языка – вот и медаль «За боевые заслуги». Прикрыл отход товарищей, когда обнаружили немцы – вот и медаль «За отвагу».

Саверская: А орден «Отечественной войны»?

Серёжа: Я думаю, это он офицера захватил в одиночку. Чином не ниже майора.

Саверская: Может быть! А сейчас всё-таки отдохни, выйди на улицу, подыши свежим воздухом. Уже спать пора. Завтра продолжишь.

Электричка приближалась к дому, и ребята волновались, успеют ли дослушать рассказ своего попутчика.

Олигарх: История – наука преимущественно кабинетная, теоретическая, изучающая жизнеописания и конструирующая из них картину прошлого. Причём в истории события всегда в единственном числе. Никто не знает, как пошла бы история, если какой-то из участников событий повёл себя иначе. Даже поговорка есть…

Лариса: «История не терпит сослагательного наклонения».

Иван: Но вы, похоже, готовы поспорить с этим утверждением?

Олигарх: Я на своём опыте могу показать, что такое эксперимент в истории. Дело в том, что общество неоднородно. И история одних его частей может показывать альтернативу другим. Вот мои коллеги-олигархи – могли ведь принять общество социальной справедливости, общество братства, в котором свободное развитие каждого…

Олигарх выдержал паузу, дав школьникам закончить.

Лариса и Иван: Есть условия свободного развития всех.

Олигарх: Вот именно. Раз я это принял, то и они могли. И история вокруг них пошла бы другим путём. Каким? А тем, каким она пошла в моем микросоциуме, вокруг меня. Меня приняли в рабочий коллектив, потом оказались востребованы мои профессиональные знания и мой управленческий опыт. Я сейчас более счастлив, чем тогда, когда имел заводы, яхты и собственный телеканал. Собственный – это не синоним свободы. Разве я мог серьёзно изменить информационную политику канала, сделать его непохожим на других? Давление среды никто не отменял. Против меня ополчились бы и коллеги-олигархи, и международные агентства, раздающие рейтинги. В общем, олигарх – это избыток потребления, но не свобода действия. Движешься по рельсам — как эта электричка.

Иван: Про эксперимент вы говорили.

Олигарх: Так вот – все олигархи, все их кланы, вся страна могли прожить мой вариант истории и были бы счастливы. Кое-кто выбрал сопротивление переменам, предательство своего народа – это другой вариант истории. И разве счастливы они и их потомки?

Иван: Я знаю, кому было бы интересно выбрать вас наставником.

Лариса: Кому?

Иван: В каждой школе и чуть ли не в каждом классе есть потомки представителей бывших паразитических общественных групп, которым в душе трудно смириться с утерей влияния и ощущения своей «особенности». Ваш опыт для них незаменим, вы историю их и всего их сословия можете пустить по другим рельсам.

Олигарх: Может быть.

Лариса: Наша остановка. Я вам позвоню завтра.

Олигарх: До встречи!

Лариса и Иван добирались до дома уже в темноте. И хотя в экопопоселении давно не было никаких происшествий, Иван предложил проводить девочку.

Иван: Я провожу тебя. Темно уже.

Лариса: Что со мной может случиться?

Иван: Не знаю. Можно ногу в темноте подвернуть.

Лариса: На самом деле родители знают, что мы возвращаемся вместе, и не поймут, если ты меня не проводишь. Не по-мужски это. Так что не буду портить тебе репутацию.

Иван (обрадованно): Какой был насыщенный день!

Лариса: Да, этот день надолго запомнится!

Иван: Вот бы каждый день был таким!

Лариса: А выдержим? Я устала!

Иван: Хотелось бы выдержать.

А над ними, невидимый в темноте, парил беспилотник, по своей инициативе, но от лица государства и общества, провожая приглянувшихся ему школьников. И своим инфракрасным оком отслеживая, чтобы с ними ничего не случилось.

Читать далее

Из отзывов

Сценарий для серии «Наставник» очень понравился тем, что в нём поднято очень много важных тем.
От темы наставничества, до женско-мужских взаимоотношений, темы организации грамотного образования и гос. управления… Очень хотелось бы (как миассцу) узнать поподробнее про «Тургоякское Чудо» — ту встречу, которая радикально повернула русло нашего образования. Во главе угла в процессе обучения молодёжи было поставлено НАСТАВНИЧЕСТВО. Решена актуальная для нас проблема — разрыв между поколениями. Очень важно, чтобы общество было подобно реке, где истоки и устье имеют тесную взаимосвязь, в виде течения, имя которому — наставничество! Благодаря ему возникала бы самая настоящая дружба между людьми разного возраста, и люди старшего поколения не чувствовали бы себя оторванными от жизни и имели бы полную уверенность в том, что не останутся без внимания до старости, даже если у них нет своих детей. А молодёжь, в свою очередь, меньше бы поддавалась дурным влияниям, понимая лучше смысл жизненного пути — если со школы и института будет иметь хороших наставников.

Образ наставничества очень красивый. Завораживает. После прочтения сюжета так и хочется, чтоб он воплотился — и образ такого будущего в целом, и образ наставничества. 👍 Думаю, это замечательный сюжет для воспитательного мультфильма. В нём есть чему учиться и детям (брать на себя ответственность, например), и взрослым. Можно попробовать предложить его для проекта «Киноуроки в школах России».

Ни в коем с случае не претендую на истинность ни в какой инстанции, это сугубо личное восприятие. Начнём с главного – безусловно, отличная мысль по наставничеству. Браво!  Она и глубинно философская, и жизненная, поскольку реалистичная, готовая для воплощения. И ещё один аспект, который, с моей точки зрения, заслуживает особого внимания — это создание основы идеологии и взаимодействия разных возрастных групп социума. Извини, если витиевато выразилась. В общем, классно! Думаю, что это произведение надо направлять тем, кто наверху, у самого руля, должно заинтересовать. Настоящая живая схема идеологии. Над чем можно было бы поработать, с моей точки зрения. Зная твою бурную творческую натуру, мне не хватило детализации будущего, полёта фантазии. Как-то скупо, только штрихами.  По характерам героев – они классные! Но чуть-чуть изюминки им бы, на мой взгляд, не помешало. В зависимости от того, на какой возраст направлен мультфильм.

Валера, а ведь то, как ты описываешь систему наставничества — это принцип Иерархии, один из незыблемых законов Бытия. Нам нужны такие общие понимания, на которых базируется единство.



Читайте из этой серии
 










Профсоюз Добрых Сказочников





ЖЗВТ


Рассылка сайта Тартария.Ру

Подписаться на рассылку
"Новости сайта Тартария.Ру"


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: