Наставник

- Ксения Борисовна, вы точно подвели беседу к следующему пункту, о котором я хотела рассказать, - заговорила Настя. - Это касается мужчин.

- Эх, Антона с нами нет! – посетовала Отмахова. – И Серёжи! Им было бы интересно.

- Поделимся и с ними! – пообещал Степан Максимови ч. – У меня запись включена. Я думаю, наши беседы надо записывать, чтобы не терять информацию.

 

Ознакомившись с системой развития малышей и порадовавшись за ребятишек будущего, Насте захотелось что-то узнать и про обучение более старшего возраста.

- Насколько старшего? – осведомился голос за кадром.

- Самого старшего, - решительно заявила путешественница во времени.

Режиссёр видения перенёс её в городской сад – тот самый, где прогуливалась их образовательная компания - совсем недавно, лет 150 назад. Парк сохранил узнаваемый образ, но были и перемены. Над всеми скамеечками раскинулись большие навесы. И почти под каждым навесом сидели по двое мужчин – явно не друзья, один обязательно старше, другой помоложе.

- Скамеечки, похоже, пользуются спросом в любую погоду, - отметила Яковлева. – Но что здесь происходит и зачем вы мне это показываете?

- Ты же хотела увидеть, как построено образование у старших возрастов, - напомнил голос. – Ты сейчас наблюдаешь беседу наставников со своими подопечными.

- Ого! – поразилась Настя. – Выходит обучение и образование продолжаются до преклонного возраста! Но чему учат наставники своих учеников?

- Всему! Жизни!

Они прислушались к беседе на ближайшей скамейке. Молодой человек был озабочен трудностями профессионального становления и сомневался в правильности выбора жизненного пути.

«Сомнения неизбежны, таково свойство человеческой натуры, - увещевал его старший. – Ко мне сомнения приходили до тех пор, пока не появились собственные ученики. И тут пришло некоторое успокоение – раз у меня учатся, значит, я чего-то достиг, - старший ободряюще улыбнулся.

В другом разговоре мужчина средних лет обсуждал с наставником отношения с женой.

«У меня накапливается обида оттого, что она меня не понимает».

«А ты её понимаешь?»

«Мне кажется, что да».

«Почему же тогда не можешь объяснить?»

На третьей скамеечке мужчина пенсионного возраста обращался к сурового вида старику.

«Я должен быть для него наставником, он сам меня выбрал. Но это другое поколение, они смотрят на мир иначе. И мир изменился. Как же я могу его направлять по жизни».

«Я хочу напомнить тебе, Сергей Петрович, старый-старый фильм «Матрица». Там одна из героинь замечает: «Кое-что в мире неизменно». И это действительно так. Разве у людей выросли крылья или мужчины перестали интересоваться красотой женщин? Тебе есть что сказать своему подопечному».

Настя вдруг озадачилась вопросом:

- А почему здесь одни мужчины? У женщин не бывает наставничества?

- Увидишь, - пообещал голос.

 

- Мужчины в будущем, как им и положено по природе, находят своё призвание в обществе, в профессии, - поведала Настя. – Но при этом мужчины значительную часть времени посвящают общению с наставниками – как по профессиональным вопросам, так и по жизненным, душевным. Наставничество стало важнейшей составляющей жизни общества. У взрослого мужчины не может не быть наставника.

- И он сам для кого-то является наставником! – добавил Степан.

- Именно так, - согласилась Настя. - Любой мужчина является наставником для своих детей, но и для других тоже.

- При этом дети матерей-одиночек тоже получают мужское внимание и воспитание, - заметил Кондратьев.

- Вот что происходит, когда у ясновидящей хорошее естественно-научное образование! – воскликнула Отмахова, сама микробиолог со стажем. – Прозреть будущее – это одно дело, а выбрать из этой картины действительно значимое – совсем другое. Представь, что какая-нибудь блондинка (я не о присутствующих) побывала в будущем и принесла информацию о том, какие через сто лет будут стразики!

Все рассмеялись. Даже Миша, которому мама быстро объяснила, что такое стразики с удовольствием посмеялся над девчачьей глупостью.

- А ведь ты выбрала действительно краеугольные факторы устройства общества будущего, - продолжила Ксения Борисовна. – Подробней рассмотрим явление наставничества. Во-первых, убирается ненужный фактор того, что мужчины излишне много общаются с женщинами.

- Да-да! – подтвердила Настя. – Эти соображения присутствовали. Сегодня чересчур много секса, развлечений и мыслей обо всём этом. А когда мужчина ориентирован на взаимодействие с себе подобными, на проявление себя в мужском коллективе, общество становится созидательным.

- Система наставничества меняет суть общества, - рассудил Степан. – Оказывается, успех не в том, чтобы заработать или урвать деньги, купить машину, виллу на берегу моря или океана. Он в том, чтобы взрослый мог для молодого человека стать наставником, то есть он сам реализовался в жизни и помогает другому. Если у тебя есть наставник – ты не одинок на своём пути, перед лицом проблем. И то, что ты делаешь – всегда под присмотром, всегда оценено, всегда вписано в более широкий контекст. Общество становится связным, в нём нет людей потерянных и ненужных. И всегда задан вектор развития.

- Вот уж точно! – поддержала мысль Отмахова. – Это не та нравственная катастрофа, когда папенькин сынок получил наследство, средства для прожигания жизни. Увы, жизнь на этом остановилась. С ним больше ничего хорошего не случится. В будущем совсем иные критерии и представления о счастье и успехе. Это во-вторых! – обратилась она к Степану.

- Она меня сосчитала! – со смехом процитировал Кондратьев известный советский мультфильм[1].

- Сосчитала-сосчитала! – кивнула Отмахова. - Но будет ещё и «в третьих»!

- Интересно, – откликнулась Настя.

- Наставничество, - Ксения Борисовна говорила неторопливо и весомо, чтобы слушающие не упустили ни слова, – это прекращение власти элиты. Установление подлинного народовластия!

- Даже так? – задумался Степан. – И в самом деле. Власть элиты держится на преимуществе в знаниях, на большей квалификации в вопросах управления. Эти знания передаются из поколения в поколение именно через систему наставничества. Вспомните воспитание джедаев в «Звёздных войнах» - там наглядно видно, как это делается. У народа же правящая каста стремится разрушить связи между поколениями – даже радиоканалы создают отдельные для пожилых и для подростков. Всячески заигрывают с молодым поколением, убеждая в его исключительности, и тем отрезают от опыта старших. Если народ разовьёт систему наставничества, то преимущество исчезнет, власть элиты просто растворится в воздухе.

- Более того, последние станут первыми, первые станут последними, - продолжила Отмахова.

- Не равными? – спросила Настя.

- А почему? - в голос с ней спросил Миша.

- Объясню! – вступил Степан. - У трудового народа нравственность выше, чем у паразитирующей элиты. Поэтому у него меньше психологических блоков на освоение новых знаний. Элите же трудно, нужно держаться настороже, не допуская в сознание объективную информацию о том, что все люди равны перед природой и Богом. Ведь тогда её претензии на элитарный статус будут беспочвенны. Но вследствие этого картина мира элиты неполна и искажена, что неизбежно ведёт к ошибкам и краху управления.

- Так поэтому всегда Ломоносовы и д`Артаньяны приезжали из провинции и завоёвывали столицу! – воскликнула Настя, сама покорившая Москву.

- Ломоносовы и Яковлевы! – подмигнула ясновидящей Отмахова.

- Но у системы наставничества задача другая, - напомнил Степан Кондратьев. – Не пробиться наверх и занять тёплое местечко, а ликвидировать неравенство как социальное явление.

- Действительно, «первые станут последними», - подтвердила Настя. – В обществе будущего именно элите, закосневшей в паразитизме, будет трудней всего найти достойный путь.

- Настоящее равенство – это участие каждого в управлении государством при понимании общей цели – развития личности каждого ребёнка, собственного развития и развития общества в целом. Каждый на своём месте может предложить максимально, на его взгляд, эффективные для этого решения – только так подобное общество может управляться.

- А ведь такая гармония личного, семейного и государственного - это то, что человеку как общественному существу по природе свойственно и всегда хочется, - подметила Настя.

- Это, по большому счёту, и есть счастье, - добавила Ксения Борисовна. - Когда в обществе все друг друга любят и друг о друге заботятся.

- Это и есть счастье! – Миша словно занёс прозвучавшую мысль в блокнот памяти.

Снова режиссёр видения перенёс путешественницу во времени в школу имени её самой. На этот раз в кабинет директора. Женщина средних лет разливала чай в две чашки, легонько позвякивая ложкой при помешивании. Вторую чашку она предложила женщине весьма преклонного возраста с такими ясными глазами, что рядом с ними замирали все тревоги мира.

- Анастасия Николаевна, я понимаю, что в современном обществе это нонсенс, но я хочу развестись с мужем. После тридцати лет брака.

«Какая Анастасия Николаевна?  - ошалела от догадки Яковлева. – Это что – я сто пятьдесят лет спустя?».

- Вот что я хочу сказать тебе, дорогуша… - ответила директору академик.

От её слов – очень мягких и корректных, но проникающих в глубь души и основу проблемы, по лицу женщины пошли пунцовые пятна. Она открывала рот – толи желая возразить, толи хватая глоток воздуха. Наконец, она упала лицом на колени своей наставницы и зарыдала. Академик, пережившая своего мужа на 80 лет, тоже роняла слёзы на волосы своей подопечной.

 

- В обществе, где все счастливы, нет места конфликтам, - продолжил обсуждение Степан. – Общество без расколов - единый кристалл.

- А вот тут мы вправе ожидать синергетических эффектов на уровне «чуда на Волге» или «чуда в городе Н.», - добавила Настя, вспоминая как устраивала полемику на эту тему с обучающимися в Академии управления. - Это саморазвивающийся процесс и вечный как жизнь. Мы и представить неспособны высот, до которых он способен подняться.

- Люди научатся разговаривать со зверями и птицами? – уточнил Мишка.

- Обязательно! Без этого планета не выживет, - серьёзно ответила ему мама. – В этом нет ничего трудного, если мозг правильно сформировался в утробе матери, если вложены родителями и обществом ясные и подлинные представления об устройстве жизни. Сейчас же птицам и зверям просто не о чем с людьми разговаривать. О дивидендах на акции, что ли?

- Как же хочется дожить, увидеть это общество и этих людей будущего! – воскликнула Ксения Борисовна.

- Они уже с нами! – Степан кивнул на Мишу, всё так же маячившего за плечом Анастасии Яковлевой.

- Они уже с нами! – повторила Отмахова.

Стенограмма

Перехват скайп-конференцию участников группы Севастьянова

<…>

Яковлева А.Н.: Семейное образование – это по идее хорошо, но на том уровне, что претворяется в жизнь в большинстве семей, лучше отдать ребёнка в детский сад – самый стандартный государственный, чтобы его не испортили родители. Ведь именно родители вдалбливают детям и неприязнь к учёбе, к школе, и ценности праздности и паразитизма.

Отмахова К.Б.: Если подходить по уму, если впрямь женщину освободить от работы, если воспитание детей сделается её профессиональной деятельностью, то, конечно, она должна этому учиться. Необходима целая система образования и развития - как до рождения ребёнка, так и позже. В том числе система наставничества. Многодетные мамы поделятся опытом с молодыми, будущими мамами.

Кондратьев С.М.: Прозрения в этом направлении человечеству приходили всегда. Например, Святослав Николаевич Рерих в книге «Жизнь в искусстве» высказывает идею, что красота должна окружать человека с малолетства, тогда у него будет естественная тяга к красоте, он будет искать и находить её везде – в природе, в творениях человека, во взаимоотношениях, в поиске истины.

Отмахова К.Б.: Здесь красоту нужно понимать по-особому. Дети имперских аристократов росли среди лучших образцов искусства того времени, но далеко не все они вырастали добрыми, милосердными, готовыми служить народу и России.

Яковлева А.Н.: Да, произведения искусства, сделанные на заказ, отражают не столько вселенское качество красоты, сколько представления заказчика о своём статусе. Так что крестьянская жизнь и представления о красоте ближе к естественным. Хотя они тоже неизбежно исковерканы обществом.

Яковлев Михаил: Я тоже хочу сказать…

Отмахова К.Б.: Говори!

Яковлев Михаил: Я о будущем, о котором рассказала мама. Оно очень красивое! Я его как будто вижу. И хочу, чтобы оно настало. Но ведь будущее не наступит, если мы сами его не сделаем.

Кондратьев С.М.: Это точно!

Яковлев Михаил: Чтобы сделать его, мне и Серёже нужны наставники. Мне бы хотелось, чтобы у нас наставниками были дядя Антон и дядя Степан. И папа, конечно. Можно, у нас будет много наставников?

Кондратьев С.М.: Дядю Антона мы ещё спросим. А я буду рад стать твоим наставником!

 

Комментарий А.В. Бурцева: Необъяснимое оживление вызвало заявление Анастасии Яковлевой, что пионерская дружины одной из школ будущего носит имя некоего Эаэмбу. Возможно, это какой-то африканский борец за свободу – установить точно не удалось. В возбуждении все начали говорить одновременно, в результате чего эту часть записи расшифровать практически не удалось. Обрывочные реплики: «Всё же он рассказал о себе людям», «На закате жизни – это логично», «Всем можно так делать». После чего Яковлева поведала, что музыкальные практики этого Эаэмбу, которые он почерпнул в некоей стране Лаху, активно изучаются не только в этой школе, но и по всему миру. Однако с ними надо быть осторожней –они могут излечивать женщин от бесплодия, но в некоторых модуляциях способны вызвать у девственниц непорочное зачатие, что в условиях нашей культуры вызывает проблемы. Как, впрочем, и две тысячи лет назад.

Телефонный разговор

Бурцев А.В. – штаб-квартира «Хакарен шел хеатид» (несколько голосов)

Хакарен: Арсений Витальевич, насколько высоко вы оцениваете опасность для наших планов группы Севастьянова?

Бурцев: Их стремления, безусловно, расходятся с нашими. Любые её действия будут вредить планам «Хакарен шел хеатид». Но ресурсы и возможности команды Севастьянова невелики. У неё нет официальной поддержки, теории слишком заумны для простого народа. Такие группы каждый день возникают из ниоткуда и в него возвращаются - как флюктуации квантового поля.

Хакарен: Как флюктуации… Но именно город Н. был указан нашими экспертами как место события планетарного масштаба. Может быть, не рисковать, строя предположения, а зачистить полностью зону возможной опасности?

Бурцев: Вы имеете в виду…

Хакарен: Конечно, не физическое устранение. Хотя специфика момента такова, что пока группа не развернула деятельность, физическое устранение решило бы все проблемы. Но мы же интеллектуалы! Для наших целей достаточно социальной ликвидации участников группы. Два-три слова нужным людям, и их карьеры будут сломаны, а сами они станут «персонами нон грата».

Бурцев: Не уверен, что это целесообразно.

Хакарен: У вас появились симпатии к членам команды? Или к самому Севастьянову.

Бурцев: Антон, безусловно, умный и приятный в общении собеседник, но я имею в виду интересы дела. Сама группа вряд ли тянет на «неучтённый фактор» планетарного масштаба, но она с ним связана. Я в этом уверен. Наблюдая за членами группы, мы можем вычислить и сам «неучтённый фактор».

Хакарен: Недооценка может оказаться излишней самоуверенностью. «Неучтённый фактор» потому и неучтённый, что способен пребывать у нас перед глазами, но его значение представляется нам ничтожным. Впрочем, примем во внимание ваше мнение.

 


[1] «Козлёнок, который считал до десяти» — советский короткометражный кукольный мультипликационный фильм о пользе арифметики. Экранизация детской книжки норвежского писателя Альфа Прёйсена. Главный герой мультфильма — Козлёнок, научившийся считать и стремящийся применить своё умение на практике.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Козлёнок,_который_считал_до_десяти

  



Скачать электронную версию книги или купить печатный экземпляр можно здесь.

 



Читайте из этой серии
 










Профсоюз Добрых Сказочников





Книги Валерия Мирошникова История детского тренера по дзюдо, Учителя и Человека с большой буквы.
Сайт книги


Если Вам понравился сайт

и Вы хотите его поддержать, Вы можете поставить наш баннер к себе на сайт. HTML-код баннера: