Философско-художественный роман с элементами мистики и физики.
Глава 17. Тайна миссии 2. Смерть, где твое жало?! Ад где твоя победа!?
Новая встреча произошла нескоро. Прошлая беседа пришлась на начало страстной седьмицы. У отца Пахомия было много дел в храме и помимо него. И только в пасхальное воскресенье, после службы, сначала всенощной, потом утренней, когда отец Пахомий, казалось, должен был бы устать, он нашел в себе силы и решил пойти на разговор со Степаном Михеичем, тем более что в пасхальное воскресенье у него всегда было приподнятое настроение .
Степан Михеич будто поджидал батюшку в своей библиотеке.
- Проходите, гость дорогой! - У него и стол был накрыт с пасхальными кушаньями.
- Христос воскресе! - Отец Пахомий погладил свою аккуратную бородку.
- Воистину воскресе!
- Ну, со светлым Христовым воскресением! – подняли по рюмке кагора. Пригубили. На лице отца Пахомия не было напряжения, как в прошлый раз, когда речь первый раз шла о «Розе Мира». Он выложил большую в красном переплете книгу на стол и начал степенным тоном:
- Время поста – время размышлений и молитв, особенно на страстной седьмице. Я хотел искать в Вашей книге противоречия, но пришел пока к совершенно иным выводам. Мне показалась очень странной и даже невероятной мысль, что случись Христу закончить Свою миссию на земле триумфально еще тогда, более 2000 лет назад, то сама смерть бы исчезла, а заменилась материальной трансформой. То есть, размышлял я, как это так – люди бы совсем не умирали, а уходили на небо (или там правильнее сказать в иные миры) вместе с телом?! Невероятно! Невозможно! Фантастика! Но однако ведь и Ветхий и Новый заветы знают такие случаи: например, пророк Илия, как свидетельствует нам писание, был взят на небо в теле. Сам Христос вознесся вместе с преображенным телом на небеса, Богородица не оставила нам своих мощей, потому что так же взята была в теле в царство небесное, Иоанн Богослов – единственный из апостолов, мощей которого мы не имеем по той же причине. Значит, прецеденты были, т.е. сие возможно в принципе. Кроме того, вспомнил я, что еще до семинарии, увлекаясь всякой литературой из ваших закромов, прочитал там интересную мысль, тогда показавшуюся мне пустой фантазией древних. Мысль эта состояла в том, что пирамиды строили отнюдь не для захоронения в них фараонов, а для помощи им в трансформе, т.е. переходе в иные миры вместе с телом. «Саркофаг» – переводится буквально как «пожиратель мяса» или пожиратель тела. Т.е. в него клали еще живого фараона, приготовившегося к переходу иной мир, а потом, через пару – тройку дней открывали крышку, а там – ничего!
- Да, знаете, отец Пахомий, хочу вас поддержать. Что забавно, я разговаривал на эту тему с историками. Их позиция удивляет. У них есть древние тексты пирамид, где это самое и утверждается, на счет перехода фараона в иные миры в теле, но поскольку это, с точки зрения современной науки – абсурд, то эту информацию они вообще ни разу не рассматривают, как достоверную, а сразу отбрасывают напрочь. Хотя ни в одном саркофаге, найденном в пирамидах (а, находили даже саркофаги с невскрытой «грабителями» крышкой, опечатанные печатью фараона), никаких останков или мумий найдено не было. Ученые придумывают разные версии о том, зачем нужны были эти циклопические пирамиды. Чего только там нет, кроме версии самих древних египтян.
- Да… - протянул батюшка – так вот, самая смерть бы исчезла! Это натолкнуло меня еще раз хорошо перечитать Евангелия. Нашел я в одном месте следующие слова. Позвольте – он указал рукой на место в книжной полке, где стояла Библия. Михеич передал ему книгу. Тот полистал.
- Вот, от Иоанна, глава 8, стихи с 51 по 53 “Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдёт слово Моё, тот не увидит смерти вовек. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдёт слово моё, тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?” Раньше я воспринимал эти слова метафорически, мол, не увидит смерти вовек – это о спасении души. Но теперь для меня эти слова высветились как-то по-новому. Если, действительно, они сказаны были еще до того, как Ему стало ясно, что миссия будет оборвана, недовершена, то они имеют прямой смысл – смысл отсутствия смерти телесной! Удивительно! И иудеи попрекают Его за это, не понимая, Кто перед ними! А Он мог бы это сделать реальностью – телесное бессмертие, не в смысле вечного существования в физическом теле в нашем мире, а в смысле перехода в иной мир в теле. Удивительно! Я теперь по-другому стал смотреть на фигуру Христа, хотя казалась мне раньше она уже такой ясной. Это же какого масштаба воистину Божественная Личность воплощалась две тысячи лет назад?! Это же какая власть Ему была дана Отцом Небесным?! Он способен был устранить саму смерть! Еще тогда! – отец Пахомий сидел ошеломленный и взгляд его был направлен куда-то вверх. Но вот вышел из этого оцепенения и продолжил разговор:
- Однако давайте поговорим о Христовом воскресении. В «Розе Мира» написано, что до схождения Христа во ад, между смертью и воскресением, у миров адских были наглухо замурованы выходы, и попавшие туда души не имели надежду никогда вырваться оттуда.
- Да, недаром Данте видел надпись на дверях ада: «Оставь надежду, всяк сюда входящий» (правда, на тот момент уже не актуальную). Кроме того, и в легендах древней Греции мы видим такое же представление о безысходности и вечности адских мук о невозможности выйти из мира мертвых. К сожалению, такое представление господствует до сих пор во многих религиях.
- Да, вот это противоречие, которое я хотел бы поподробнее обсудить. В «Розе Мира» написано, что Христос в те три дня между смертью и воскресеньем сошел во ад и открыл все слои, сдвинул все засовы, разрушил все запоры. Что же теперь получается: ад открыт не только для входа, но и для выхода?
- Совершенно верно! Почему мы называем Христа Спасителем? Ведь в нашем мире практически ничего не изменилось. Остались страдания, болезни, голод, насилие, войны, вражда, ненависть, наконец, самая смерть не заменилась на воскресенье, какое произошло с Самим Христом. Но теперь, попав в потустороннем мире в адские слои чистилищ и страдалищ, человек, очистившись через страдания, может оттуда выйти и воплотиться снова в нашем мире или уйти в светлые миры восходящего ряда без дополнительного воплощения. Не зря же на пасхальной литургии мы поем «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробе живот даровав». Именно это «сущим во гробе живот даровав» и есть суть его второго варианта завершения земной миссии – в преображении не нашего мира, но миров потусторонних. Священник во время службы восклицает: «Смерть, где твое жало?! Ад, где твоя победа!» - именно потому, что жало это и вырвал Христос. Отнял у смерти ее безвременный характер. Ох, как разозлен был Планетарный демон! Его добычу из клеток повыпускали! Ограбили! Все, что нажито непосильным трудом… - Михеич улыбнулся, снова чокнулся рюмкой с батюшкой и пригубил вино.
- Многие, кто уж давно томился там и был очищен страданьями, сразу пошли наверх, пройдя как духи, через наш мир. Почему люди отмечают т.н. «родительский день» на девятый день после Пасхи? Обычай пошел, думаю еще с тех времен. Выпущенные на свободу из адских слоев души «пообщались» с родственниками, прежде чем пройти дальнейшую эволюцию в иных мирах. Кому-то являлись во сне, кому-то пригрезились в виде призраков… напомнили о себе, и люди пошли на могилки, помянуть их.
- Интересная мысль, она дает мне ответ на один важный вопрос. Я в православной литературе встречал такие описания, когда святые говорили людям, что их родственники «вымолены» из ада. Я про себя размышлял так, либо ад вечный, муки вечные, и оттуда уж никому не дано вырваться, либо оттуда можно как-то «вымолить» душу. То есть ад как бы с «дырами», через которые на «нитях» молитв вытаскивают-таки грешные души. Теперь, мне кажется, ответ ясен – это все заслуга нашего Спасителя, открывшего выход из тех слоев.
- Согласен! Еще в связи с этим хочу высказать одну важную мысль, так же снимающую некое противоречие между представлениями разных религий о формах эволюции человека. Почему так сложилось, что в мифологии Индии и попавших под влияние буддизма других стран есть представление о перевоплощениях, а в средиземноморских религиях – нет? Даниил Андреев объясняет это так. В метакультуре Индии еще в древние века сложился настолько мощный синклит (сонм просветленных душ), что он не дал Планетарному демону замкнуть у них слои нисходящего ряда наглухо. Там они всегда оставались открытыми, а потому души, попавшие туда, могли оттуда выходить и перевоплощаться. А вот в средиземноморских метакультурах это, как мы теперь понимаем, было не так. И перевоплощения были невозможны. Зато теперь, после победы Христа и в наших метакультурах такой путь души, путь нескольких перевоплощений перед окончательным восхождением в «царствие небесное», стал возможным.
- Раз уж сегодня Володя ты стал открыт для таких серьезных метафизических разговоров, то хотел бы я еще обсудить с тобой пару тем – это метафизика греха и карма. Ты же с последним термином познакомился еще из работ Рерихов? – Михеич перешел с Владмиром Ивановичем на «ты». Видно отношения их несколько потеплели. Беседа стала приобретать более открытый и дружеский характер.
- Я понимаю, насколько вас в семинарии оттолкнули от этих восточных эзотерических терминов. Но уж потерпи ты меня, старика. Может что дельное от меня услышишь. Так вот, ты сам понимаешь, что в литургии, особенно пасхальной, лишних слов нет, каждое должно иметь глубокий духовный, или как бы я сказал, метафизический смысл. «Смертию смерть поправ», или «смертию смерть разрушив» - так звучит в пасхальной службе?
- Воистину так, Степан Михеич!
- Вот как ты понимаешь глубину смысла этих слов?
- Ну, понимаю, как все православные христиане – Христос сам добровольно пошел на смерть, чтобы спасти людей. Мы ведь сейчас подробно это обсуждали, как он сошел во ад и разрушил там запоры.
- Да, но есть нюанс, обязательно ли для этого было Ему умирать?
- Получается, обязательно!
- Какой-нибудь метафизический закон в этой обязательности проявляется или нет?
- Не знаю…
- А вот я считаю, что это «закон кармы». Не бойся этого словосочетания, потому что оно только в таком виде может вызывать протест, а в более упрощенном виде этот закон звучит так: за подобное воздается подобным, например, за зло – злом, за добро – добром. Это-то у тебя протеста не вызывает?
- Нет.
- Так вот, Христос понимал, что за добровольную передачу власти над Его смертью Планетарному демону Он обретает власть над посмертным существованием всех людей! Дьявол этого не понимал. Он думал – мол, попался ему праведник, необычный, «очень крупный», но все же… победить и умертвить Его удалось, что Он так же безысходно пропадет в пучинах его ада. И демон открылся! Как боксер на ринге, думая, что нанес крепкий нокдаун своему сопернику, опускает перчатки, всматриваясь в его состояние, и тут же получает разящий удар! До этого оборона его адских слоев была крепка, ворота для Планетарного Логоса закрыты. Тут дьявол открыл пасть, чтобы проглотить очередную жертву, да и подавился, «жертва» не по пасти оказалась! И «отрыгнул» он обратно не только Христа, но и почти всех своих предыдущих жертв. А пасть ему захлопнуть не дали! Так и живет теперь с открытой пастью.
- Интересное сравнение! В этом что-то есть, дьявол из-за своей непомерной гордыни всегда склонен недооценивать потенциал своих жертв и переоценивать свои силы. Ведь, он, скорее всего, воспринимал Христа как просто человека, пусть очень праведного и избранного Богом, но не как Богочеловека, иначе он не приступил бы со своими искушениями ко Христу.
- Добавлю еще один важный нюанс. Как описывает метафизическое действие закона кармы Даниил Андреев? Он пишет, что совершая плохие поступки, человек набирается «темной», тяжелой, плотной эфирной материи и утяжеляет свое эфирное тело (тяжко становится на душе), а совершая добрые – облегчает (легко становится на душе), ибо светлые эфиры легки. Пока живо физическое тело, оно удерживает эфирное и другие тела вблизи нашего слоя – Энрофа. Но когда оно умирает, то отделившееся от него тело эфирное начинает либо погружаться вниз, либо всплывать вверх. Как действует архимедова сила в физике, представляешь? Тело тонет в слоях, у которых плотность ниже, чем у тела, а всплывает в слоях, где плотность окружающей среды выше, чем у тела. Тяжелое эфирное тело тонет и постепенно доходит до того адского слоя, который соответствует плотности этого тела. На простом языке это означает, что оно останавливается в том слое, который соответствует тяжести его преступлений, совершенных при жизни. Этот термин «тяжесть преступления» прочно закрепился в нашем языке, т.к. я зык отражает законы не только нашего мира, но и метафизику. Христу нужно было после смерти погрузиться очень глубоко, чтобы по возможности открыть все слои ада, вплоть до самых глубинных, а Его эфирное тело совершенно просветленное и не тяжелое. Вот что делает ныряльщик, когда ему нужно быстро погрузиться очень глубоко?
- Ну, не знаю… наверно, берет тяжелый камень.
- Верно! Вот и Христу пришлось собрать столько грехов мира на Себя, чтобы с этим метафизическим «камнем» нырнуть как можно глубже. Поэтому мы и убеждены, что Христос перед Своей смертью собрал все грехи наши, грехи мира, на Себя.
- Интересно ты, Михеич, объясняешь! У тебя каждое лыко в строку.
- Конечно, все события, связанные со Христом, имеют глубокий метафизический смысл. Все здесь не случайно. Я еще выскажу несколько соображений, не возражаешь?
- Внимательно слушаю!
- Нам с тобой теперь, надеюсь, понятно, что сначала у миссии Христа был шанс – закончиться триумфально, то есть все задачи освобождения и преображения человечества в нашем мире могли быть выполнены, вплоть до замены смерти трансформой. Т.е. представь, каждый человек со временем бы не старел и дряхлел телом, как сейчас, но наоборот тело его со временем все больше просветлялось бы, «утончалось», в конце концов, становилось бы таким, что он мог бы вместе с ним перейти в иной мир. Это был бы не день скорби, как сейчас происходит на похоронах, а день торжества. Он собирал бы всех родственников, чтобы они порадовались вместе с ним. Более того, после смерти связь бы с ним не прерывалась, ибо люди были бы наделены даром видеть иные миры и общаться с существующими там обитателями. Но вот в какой-то момент Христос понял, что такой вариант миссии невозможен в связи с предательством Иуды. Т.е. событие окончательного предательства в нашем мире произошло накануне ночи в Гефсиманском саду. Но Иуда уже задолго до этого попал в ловушку темных сил и вынашивал план предательства, т.е уже совершал предательство, оставалось только закрепить его в физическом мире. Поэтому Христос сказал ему странные слова: «что делаешь, делай скорее». Другой вопрос, что Христос был заинтересован в именно определенных (!) сроках своей смерти и воскресения!
- Это как, поясни, пожалуйста! В каких таких сроках он был заинтересован?
- Сейчас! Давай все по порядку. Сначала о других сроках. Я не знаю, за сколько месяцев или недель до казни Христос понял, что смерть Его неизбежна, что предстоит крестная мука и другой вариант выполнения миссии, но почему-то я твердо связываю это событие с преображением Господнем. Давайте попробуем встать на место апостолов, так сказать, попробуем побыть в их шкуре.
Опыт таких «погружений» был хорошо знаком отцу Пахомию, когда он читал книгу Ренана, об этом мы рассказывали раньше.
- Они принимают Его как истинного Мессию, Его именем исцеляют и изгоняют бесов, совершают и другие чудеса. Несут по селениям Иудеи «евангелие» – благую весть о том, что пришел долгожданный Мессия. И о Нем они знают, что Он прибудет вовек! Освободит Израиль и все человечество, принесет с Собой царствие небесное на землю! Но Христос узнал Сам и должен сообщить им другое: миссия будет оборвана, Он будет распят. Как им сообщить это? Сначала Он спрашивает их: за кого вы меня принимаете? Помните, что Петр восклицает, ты Сын Бога Живого! Ну, в общем, вроде, они не сомневаются, что Он тот самый Мессия. И тут он сообщает им, что предстоит казнь, смерть… Представляете, какой это был удар по вере апостолов, какое испытание, какая причина, чтобы соблазниться о Нем?! Как же так! А может тогда Он и не тот вовсе?! И не Мессия, а самозванец! Они в шоке. Они сомневаются. Но он не велит об этом никому говорить. Я, полагаю, что именно в этот момент Он показывает им то место из Исайи, в котором говорится о возможном неприятии Мессии народом иудейским (глава 53). Он говорит, вот здесь написано, что может быть и иначе, чем нам всем хотелось бы, есть и об этом в писаниях. И это было задолго предсказано. Это, вероятно, как-то утешает их, укрепляет поколебленную было веру, раз происходящее описано в законе. Но даже Петр не хочет в это верить и прекословит Ему, что, мол, никогда такого не будет с Тобой, Господи! Кстати, потом именно это место из Исайи и будет главным аргументом апостолов и других ранних христиан, проповедующих среди иудеев, о том, что Иисус – истинный Мессия. Мол, вот это и было предсказано! Потом для христиан это станет единственно возможным исходом миссии Христа, а для иудеев так и останется первый вариант. Так разошлись точки зрения на исход миссии Христа в двух этих религиях.
- Кажется, я многое начинаю понимать! Как важно читать Евангелия не только глазами современного человека, но и глазами тех древних людей! С их представлениями, предубеждениями и верованиями! С их настроениями, ожиданиями, радостями и страхами.
- Верно, хотелось бы, чтобы в семинариях был такой курс «погружение в эпоху». Но вернусь к преображению Господню. Мы часто читаем в Евангелиях, что Иисус молится. Казалось бы, зачем Сыну Божьему молиться? Ведь Он пребывает в Отце, а Отец Небесный – в Нем! А молитва – процесс связи с иными мирами и их обитателями. Религия от ре – лигио (лига – объединение, соединение), лигио – соединяю, ре – приставка, означающая возвращение, восстановление, повторение. Религия – такой институт человеческого общества, который воссоединяет человека с иными мирами и с их обитателями. Пост в религии выполняет функцию очистки канала связи от помех, а главное – процесс связи – это молитва. Ну, ладно, это я уточнил понятия. Я снова повторю вопрос: зачем Иисусу было молиться?
- Вопрос серьезный! Я полагаю, что ответ на него может быть в том, что Иисус Христос – Богочеловек. В Нем же сочетаются неслиянно и нераздельно Бог и человек!
- Замечательно! Вы на верном пути, отец Пахомий! Я тоже полагаю, что именно молитва обеспечивала нераздельную связь Бога и человека в существе Христа. Через молитву человек Иисус узнал об изменении цели Его миссии и способа ее совершения. Он так же узнал, что измена, которая привела к такой перемене, таится не где-нибудь, а в самом ближнем кругу, среди апостолов. Поэтому через несколько дней, чтобы подготовится к совершению нового варианта миссии, Он поднимается на гору Фавор и, заметим, что очень важно, берет с собой не всех апостолов, а только трех, которым, видимо, может полностью доверять! Там на горе Он молится. И спускаются к Нему Илия и Моисей, как посланники Бога, чтобы сообщить Ему подробности предстоящего подвига и спрашивают Его: согласен ли Он? Напомню, все делается совершенно свободно, и каждый вправе отказаться. Поэтому вопрос согласия всегда присутствует. Он соглашается: «Да, Отче!» - и тотчас на Него нисходит Сила и Благодать, необходимые для совершения этого подвига. Он преображается. Всего этого диалога три апостола не слышат, ибо они от такой близости Божественной силы впадают в транс. Слышат они последнюю, самую важную фразу: «Сей есть Сын мой возлюбленный, Его слушайте!». Фраза должна укрепить веру апостолов, что Он именно Тот, что Он Мессия, а не самозванец. Тут еще нужно уточнить, что у пророка Исайи в главе 53 вовсе не говорится о том, что после казни Он воскреснет, что еще раз говорит о малой вероятности второго сценария миссии. И апостолы недоумевают, что это означает «воскреснуть из мертвых», когда слышат об этом от Христа (читай, например, Марк гл.9 ст. 10).
- Все верно, но ты же обещал как-то связать фразу Христа, сказанную Им Иуде «что делаешь, делай скорее» со сроками казни и воскресения. Эта фраза еще тот источник соблазнов. Например, Максимилиан Волошин считал, что фраза эта доказывает, будто Христос Сам послал Иуду на предательство, так сказать, дал «задание». И что, мол, это и не предательство было вовсе, а мужественный поступок, ведь должен же был кто-то предать Христа, чтобы Он совершил свою миссию! И что получается, дескать, Иуда не предатель, а самый мужественный из апостолов, мол, знал же, что его будут считать предателем и заклеймят будущие поколения. Но взял на себя тяжелую ношу выполнения «задания» Христа. Волошин даже начинал писать «Евангелие от Иуды», где все сие расписывал в подробностях. Теперь-то я понимаю, что такая странная интерпретация появилась именно от того, что в христианстве принят только один из двух вариантов выполнения миссии как единственный. И правда, плоды такой интерпретации не очень хороши, а «по плодам их узнаете их».
- Хорошо, вернемся к срокам. Тут тоже свои параллели. Зададимся вопросами, которые помогут нам разобраться в ситуации. Вопрос первый: что символизирует праздник иудеев «Песах», она же Пасха?
- Это праздник, связанный с тем, что Моисей когда-то в это время вывел евреев из египетского плена.
- Хорошо, а в чем был второй вариант мисси Христа?
- Открыть слои ада и вывести оттуда плененные души!.. Я, кажется, начинаю видеть параллель!
- Да, думаю, в свое время Бог не зря назначил Моисею именно эти дни для освобождения из плена египетского. Для этого деяния, для освобождения из плена, видимо, именно эти дни были благоприятны (вероятно, такое благоприятие высчитывается по лунному календарю). Знаешь, меня всегда интересовал вопрос, а что чертил Иисус на песке, когда к Нему подвели женщину, уличенную в прелюбодеянии? Ведь Он даже головы сначала не поднял – так был увлечен какими-то расчетами! Помнишь эту сцену?
- А как же…
- Видимо, об этом беседовал Христос с Илией и Моисеем на горе Фавор, что произойти все должно на Пасхальных днях. Зная о таком благоприятии по времени, Он был заинтересован именно в том, чтобы все произошло в эти пасхальные дни. Но, возможно, Иуда колебался: предать именно сейчас или позже? Может он не хотел портить праздник своим побратимам, мол, пусть на праздник Христос еще побудет с ними? Христос, видя эти колебания Иуды, просто торопит его: «что делаешь, делай скорее». Вот так, я думаю, можно объяснить это странное «задание» Иуде от Христа.
- Интересно! В этом есть сильная логика! Логика поступков в сочетании с метафизикой. Над этим надо подумать! Не мог бы ты изложить все это письменно, чтобы я перечитал? Сопоставил с текстами Евангелий.
- Пожалуйста, есть у меня статья «Тайна земной миссии». Сейчас, поищу! – Михеич порылся на полке и подал отцу Пахомию файл, в котором был с десяток листов формата А4 с неким текстом. Да, и «Розу Мира» тоже дай-ка пока, нужно там кое-что перечитать.
Они закончили трапезу. Потом перешли в читальный зал. На улице было уже темно. Михеич стал затапливать камин, но отец Пахомий сказал, что сегодня уж очень устал и музыку, по обычаю, слушать не будет. Он откланялся и засобирался домой. Михеич сказал:
- Есть у меня для тебя еще несколько евангельских загадок, о них в статье немного сказано. Приходи, поговорим. – на том они и расстались.
Прим. Валерия Мирошникова: Мы с Сергеем не сошлись в этой теме. Я в вопросе о судьбе Христа согласен с Кораном: "Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям".