После "Троицы" или Еще раз о том, как появляются сказки
Почему я так стремлюсь поделиться тем, как появляются сказки?
Во-первых, наверное, чувствую, что это кому-нибудь нужно. Сейчас время возникновения нового искусства, новой культуры, и молодому поколению поэтов, бардов, сказочников предстоит создать целый мир. И некоторые мои находки и методы помогут им сделать это легче и быстрее. К тому же, кому, как не мне, столько времени осваивавшему основы методологической деятельности, эти общие методы начать формулировать.
Во-вторых, хочется выразить благодарность всем, кто принял участие в той ли иной форме в создании сказки. Мне приятно этих людей упомянуть, а им будет приятно о себе прочесть. Это уже достаточный повод.
В-третьих, сказки всегда подразумевали толкование. Так, рассказывая сказку «Колобок» сказители упоминали, что Колобок на самом деле Солнце, а путь его лежит по Небу. Об этом я подробней рассказываю в материале «Колобок идет по небу». Элементы толкования вторглись уже и в саму «Троицу» в виде вступлений и отступлений, поэтому продолжить, обозначить и связать пласты, залегающие как на поверхности, так и в глубине, будет вполне уместно.
Принцип растущего дерева проявился в этой сказке еще более явно, чем в «Царевне». Она росла и впитывала в себя самые разные компоненты культурной почвы, преобразуя и соединяя все в своеобразную целостность.
Вначале было Слово. В декабре 2009 позвонила мне Татьяна Молчанова из Родного и поинтересовалась - нет ли у меня новой сказки? Ведь зима на носу, работа в поместьях заканчивается и надо куда-то деть творческую энергию. Женщины умеют вдохновлять мужчин, и она как-то между делом бросила что-то типа «ты же наш любимый автор». После этого я почувствовал не только социальный заказ, но и социальную почетную обязанность и священный долг.
Я вообще-то не собирался браться за новую сказку, мне и появление «Царевны» представлялось чудом, я даже не верил, что способен повторить такой подвиг. Ведь «Царевна»– это было 3 месяца каждодневного труда. Я не представлял, откуда мне взять столько энергии. Да и идеи организующей под рукой не было. Тем не менее, я наметил, что на зимние каникулы я сказку сделаю, потом 2-3 редакции и к февралю она будет готова. Наивный.
Идея по-прежнему отсутствовала, а мысль уже шевелилась и… я увлекся Ландауном. По следам работы Внутреннего Предиктора «Сад растет сам» мой вольный философ отправился на берега Онтарио, затем в гости к аграрию-революционеру Зеппу Хольцеру, а также отправил сына в армию ("Рядовой Ландаун"), что я намеревался сделать уже 2 года, но не хватало сил посмеяться над жесткой проблемой дедовщины. На этой работе я как следует разогрелся. Правда, не до градуса стихов.
В конце декабря Андрей Волков принес мне сказки Ирины Баженовой. Меня это заинтересовало, и я с огромным удовольствием прочел их, а сказки «Любовный треугольник» и «Три счастья» задели душу, предложили уму новый, праздничный метод решения треугольных проблем, которые давно будоражат человечество. И мне в юности пришлось через них пройти, а истинного решения я так и не нашел.
Вообще время интересное наступает – развязываются все узелки, находятся решения, которые были когда-то давно упущены. Так же было и с дедовщиной, преодолеть которую в 80-х я не смог, а только обозначил неприятие, а для окончательного решения не хватило понимания сути и жизненного опыта – я и узнал-то об этой проблеме уже в армии. Как мне кажется, практические находки Дмитрия Карпова я удачно дополнил мировоззренческой картиной Яниса Калнса, а Ландаун помог в художественном образе осознать тему природы зла, страха и преодоления его.
И вот вторая загадка, прошедшая со мной через всю жизнь. Ее решение не вернет меня в юность, но она даст возможность по-другому пройти эту ситуацию моим детям (ведь известно, что проблемы, не решенные родителями, достаются детям), моим друзьям и читателям, всему обществу, а когда-то и мне самому в моей новой жизни.
Итак, тема нашлась, и даже вылилась во вступление к сказке. Оно получилось очень удачным, что и вызвало опасения – а смогу ли я на этом уровне сделать всю сказку? Первая же рифма «а ля Пушкин» «Вселенной – населенной» задавала высочайшую планку, которой потом придется соответствовать. На примере «Царевны» я видел недостатки, которые создавали проблемы при постановке сказки, мне на них не указывали, но я-то видел, как приходилось артистам преодолевать сырой, не рассчитанный на сцену материал. Хотя он так и задумывался, я из постановки делал книжку, но видимо придется еще раз обработать уже в обратную сторону.
Осталось найти энергию для работы. И здесь я нашел метод, точнее осознанно применил то, что по жизни складывалось само собой. Ко мне часто приходят друзья и знакомые с разными просьбами, и, несмотря на постоянную занятость, я обещаю сделать, и приходится делать. Нежелание подвести друзей отрывает от телевизора, даже иногда от работы в журнале, создает резерв времени. И я стал давать обещания. Я послал вступление Виталию Пелевину, который поставил «Царевну» в Синегорье, Суфие – с предложением создавать музыкальный ряд, ну и всем, кто оценил «Царевну». Все сказали – классно, ждем продолжения. И отступать стало некуда.
У меня по жизни простой способ, где найти время для работы – вставать пораньше. Вечером я мало что могу сделать, и засиживаться мне бессмысленно. Поэтому я стал вставать в 5, в 4, даже в 3 утра – и работать. Я установил себе план – 10 см текста в день, каждый день – и свято его придерживался. Потом разошелся, и рекорд на 8 марта составил 1 м 80 см в день. Разумеется, уже было не до телевизора, не до книг, не до хоккея. Даже друзьям я получил повод сказать: «Извини, я занят». И дело пошло.
Были трудности с именем главной героини. В сказке Баженовой ее зовут Анастасия. Но я понимал, что рифмы к этому имени найти нелегко. Для песни можно найти парочку. Но в большом тексте меня ждут как Буратино «невероятные приключения». И снова помощь пришла, откуда не ждали. Ландаун, заманивая всех в свое Сообщество в Моем мире, активно общался в разных Сообществах, в том числе о Любви и женщине и о всем таком. И там сначала он, а потом и я познакомились с Оксаной Чистяковой. Она очень светлый человек, к тому же моя землячка (с Урала), даже через Интернет она мне подарила огромное количество света, а когда и этого ей показалось мало, то прислала из далекой Сибири посылку с кедровыми орешками. Прямо под Новый год. С той поры я внутри себя зову ее Белочкой (кстати, ее город Лангепас – Беличьи угодья), а моя героиня обрела имя – Оксана.
В названии «Троица» слились тема треугольника и предновогодние планы поселения Светлого, в которых мы планировали возрождать праздничные ведические традиции. Мне поручили отвечать за смысловую нагрузку каждого праздника. Весь наполеоновский план, мы, конечно, выполнить вряд ли смогли бы, но сам процесс погружения в праздничную обрядность создал новый пласт сказки, вытекающий из ведической традиции. Кстати, в старину праздник назывался не только Троица, но и Семик. Индоевропейское sem означает «один», поэтому и «семья» - единство. А в сказке это выразилось финалом: «Троица – не то, что три, а что едино изнутри».
Виталий Пелевин предлагал мне продолжить тот же жанр сказки, что и в «Царевне» - с переделками известных песен. И я понимал, что это удобно для постановки – не надо разучивать мелодию, легко найти минусовки. Но мне казалось, что этот путь уже пройден. Выход подсказала Суфия: надо использовать песни Солнечных бардов, которые уже на слуху, народные песни и сама предложила для одной из сцен свой хоровод «Ладо Лель». Так и пошло.
Здесь уместно поднять тему плагиата и авторских прав. Я в жизни сделал много оригинального, но часто я что-то беру за основу. В основу музыкальной сказки «Клубок-колобок» положена сказка Татьяны Лепихиной, которая и сама часть сюжета заимствовала (может, и незаметно для себя) у детского художника Владимира Сутеева. «Царевна» возникла из притчи Мегре «Самый богатый жених», а Ландаун вообще как на дрожжах растет на материалах Концепции общественной безопасности. Где здесь границы дозволенного, и чем отличается мое от нашего? Не претендуя на окончательное решение вопроса здесь и сейчас, отмечу, что сказка все же живет в традиции народного творчества, которое само открыто для каждого и впитывает как губка все новые формы и жанры. Впрочем, и авторское искусство не чурается заимствований: пушкинский «Памятник» есть переложение Державина, который в свою очередь перевел Горация.
Что-то похожее сделал в «Троице» я. «Песня друзей» – Ты да я, да мы с тобой – на слова В. Потоцкого, для своего времени была огромным шагом вперед в направлении позитива, очаровательным гимном дружбе. Но сегодня, когда мы так много знаем о магической силе слова, о том, как оно отзывается в жизни, уже нельзя петь: «Если б жили все в одиночку, То давным-давно на кусочки Раскололась бы, наверное, Земля». И думаю, что я не просто использовал известный мотив в своей сказке, но, может быть, таким образом сумею продлить жизнь прекрасной песни.
«После дождя» - чудесная песня Оскара Фельцмана и Михаила Рябинина – мне кажется, даже и не могла быть оценена по достоинству в свое время. Ее время пришло сейчас вместе с новым осознанием Мироздания, и надеюсь, что мне удалось раскрыть в некоторой степени потенциал этой – возможно очень древней – песни, заново услышанной нами сегодня. Когда-то творческие силы языка укрылись за олицетворениями и метафорами, сейчас пришло время обратного движения – мы учимся узнавать в метафорах высший и истинный смысл. «Дождь порой на чьи-то слезы похож». И самое интересное здесь – на чьи?
Удивительно для меня самого, насколько удачно в атмосферу и даже сюжет сказки вплелись и «Песня Друзей», и «После дождя», и песня Суфии «Поле». Я и сам люблю из косм заплетать косы, но я так и не верю, что это связал и соединил я. Каждый раз это сопровождал какой-то толчок изнутри. Вот только еще я не знал, что мне делать, как продлить действие, и вдруг уже все знаю. И я благодарен тому или тем, кто подсказывал мне и помогал, будь то моя собственная душа или таинственное измеренье светлых сил.
Конечно, к 1 февраля я сказку не закончил, не закончил и к 22 – своему дню рождения – и к 8 марта. И вообще она все меньше становилась сказкой, а клонилась в сторону романа в стихах благодаря вниманию к душевным переживаниям героев, к процессу коллективного осмысления и решения жизненных проблем. Исчез Змей, с которым изначально должен был советоваться Радомир, отпал (может, еще не насовсем) эпизод путешествия Радомира. Зато в сказку вернулся смех. И знаменательно, что я закончил сказку в общих чертах именно 1 апреля.
Изначально я старался уходить от смешного в сторону возвышенного. Так посоветовал мне Андрей Волков, интуиции и контакту с Тонким миром которого я доверяю. И этот совет во многом определил тональность Троицы, но все же совсем уйти от смеха я не мог, без него целостной картины Мира, а тем более атмосферы Праздника быть не может. Поддержала меня в этом своими замечаниями и Суфия. И мне кажется сейчас, что именно таким и должен быть общий тон общества будущего. Иван Ефремов в романе «Час Быка» назвал его веселой серьезностью землян в противовес угрюмой насмешливости жителей Торманса.
У смеха «Троицы» есть отличие от смеха «Царевны». В Царевне смех сатирический, это смех над кем-то, смех над самой нелепостью устройства сегодняшнего общества. В Троице я поставил задачей смеяться просто так, словно сегодняшний мир уже не интересен даже для смеха. Взгляд должен быть обращен в будущее, в свет, в добро. Оглядываться назад уже незачем и даже вредно, поскольку отвлекает от созидания. Время критики прошло, настало время творения.
Хотя поэт традиционно представляется с гусиным пером в руках, ни для кого не секрет, что сейчас для работы используют компьютер. Как у собаки Павлова выделялся желудочный сок при вспышке лампочки, так и современный поэт испытывает вдохновение, прикоснувшись к клавиатуре. Рефлекс. Но технический прогресс пошел еще дальше. Для поиска рифм я использовал программу Rhymes.exe. Честно скажу – это большое подспорье в работе. Думаю, и Пушкин не отказался бы от такого инструмента, как и Моцарт от синтезатора. Тем более, что рифмы программа подбирает как раз в пушкинском стиле, стиль Маяковского ей пока не по зубам. Всяким инструментом, впрочем, необходимо уметь пользоваться. И если программа вам к слову «весна» выдает 2107 рифм, включая «белена» и «брехуна», то надо еще уметь найти нужную. Мой способ был такой – чтобы сузить круг поиска, я старался искать рифмы среди других частей речи, нежели исходная. Так, среди числительных рифма только 1, среди наречий – 8, прилагательных – 191. Скорее всего (с учетом смыслового контекста, конечно) я выбрал бы что-то из наречий – такая рифма всегда неожиданна и интересна. Тем более, что наречия все такие колоритные: «допоздна», «дотемна», «допьяна», «сполна».
Вообще, рассказ о том, как появляются сказки, может быть гораздо длинней самой сказки, поэтому пора остановиться. А продолжим разговор… после следующей сказки.
Сказ "Троица" в книге сказок и стихов Валерия Мирошникова "Троица" (печатный и электронный вариант)
Читать
Приобрести
Отзывы на "Троицу"
Люба Косякова Валерушка, здравия! Сердечно благодарна за творчество на вашем сайте, скачала, начала читать ТРОИЦУ - волнительная, вдохновляющая и мудрейшая сказка!...
Виталий Пелевин, Синегорье, Краснодарский край
Здравия, Валерий!
Прочитал твою "Троицу". Слово одно и большое - ЗДОРОВО! Хороший сюжет, интересная развязка, много мудрости. Меня впечатлила песня-притча про Уточку и Селезня и глава "Мать". Спасибо тебе за твоё ТВОРЧЕСТВО! Всем нам стало теплее на душе.
Конечно же, спасибо, Суфие! Наши, правда, высказали пожелание, что бы было больше мажора в песнях. Но с другой стороны минор - это наша традиция. Мне захотелось, чтобы притча о Уточке ещё и танцем сопровождалась, так увиделось сразу.
Хочу отдать отдельный поклон твоему слогу: лёгкий, задорный, русский, вдохновляющий на игру. И отдельное спасибо за юмор, особенно за то что о нём сказано тобой. Прямо как для меня специально написал! Читал я её уже в компании, на Возрождении в Геленджике, смеялись от души, все просили передавать тебе поклон и благодарность. Что я с удовольствием и делаю:
Вещь получилась серьёзная в плане образов, поэтому если её ставить, надо много поработать. Наскоком её ставить нельзя!
ПОКЛОН ТЕБЕ! БЛАГО ДАРИМ ТЕБЕ! РАДУЙ НАС ЕЩЁ!
Елена Сальникова
Почему-то мне показалось, что сказка не закончена. Хочется продолжения. Чтобы у Дашутки и Радомира родился ребенок. И почему-то пришла мысль, что такие люди должны жить тысячу лет, и сказка должна об этом рассказывать.
Янина Перепелова ПРП "Градислав" Нижегорожская обл. koritca@inbox.ru
Валерий, здравствуйте. Давно слышала про ваши сказки, недавно довелось почитать. Очень вдохновила песня матери из сказки Троица. А мотив не знаю. Все ходила по поместью своему и пела первые 2 строчки из нее, дальше никак не шло. А так хотелось ее спеть. Через какое-то время пришел мотив на остальную часть песни. Хотела спросить, вы уже ставили ваши сказки, есть ли видео- или аудиозаписи? Хочется проверить, это настоящий мотив мне пришел или я сама его придумала.Хотя сейчас мне кажется, что по-другому ее петь невозможно. На сайте я нашла только текст, может где-то есть аудиозапись этой песни?
Вам, желаю вдохновения на сотворение прекрасного и благодарю за ваше творчество.
Уважаемый Валерий! Хочу выразить Вам благодарность за Ваш труд - "Троицу"! Очень она мне пришлась по душе. Хочу в порядке "олаверды" показать Вам свой эзотерический роман "Сын Ра" с приложением: моя музыка и фото. Этот роман выложен также на сайте журнале "Эзотера" и за месяц насчитывает более 2500 "скачек". Аудиоприложение к роману отправляю следующим отдельным файлом. С уважением Сергей Воронин.
Те, кто хочет добавить свое доброе или мудрое (критическое) слово - пишите mir007@rambler.ru